12 сентября 2014 , пятница 12:00
RSS
Колонки
13:37, 13.06.2013

От чего зависит отношение к переносу памятника Александру III 

Вадим Кузьмицкий, журналист

Вопрос о возвращении памятника Александру III на площадь Восстания есть вопрос политический. Какие бы аргументы ни выдвигали сторонники или противники переноса монумента, на самом деле за этими аргументами скрывается отношение спорящих к самодержавию.

Вопрос о возвращении памятника Александру III на площадь Восстания есть вопрос политический. Какие бы аргументы ни выдвигали сторонники или противники переноса монумента, на самом деле за этими аргументами скрывается отношение спорящих к самодержавию.

Если какой-нибудь петербуржец любит поговорить о России, «которую мы потеряли», о ее могуществе (то есть ее империалистической политике), о балах, дуэлях и тому подобное, если он мечтает о переименовании Ленинградской области в Санкт-Петербургскую губернию, он, безусловно, выскажется за перенос памятника.

Памятник Александру III

Он будет оправдывать этот перенос всеми возможными средствами. Он скажет, что скульптура не оценена по достоинству, что ее карикатурность преувеличена советскими критиками, что спокойная величавая поступь всадника олицетворяет Россию, остановившуюся перед пропастью, и т. д., и т. д.

Это человек — представитель «среднего класса», считающий себя образованным, занимающийся управленческим или каким другим умственным трудом, обладатель собственности и капитала.

Если же человек вспоминает о миллионах голодающих рабочих, о разлагающейся деревне, о тысячах сосланных без суда и следствия лучших представителях молодежи, о жестокостях цензуры, о Победоносцеве, который простер над Россией совиные крыла, в общем, о России под властью царей, то он выступит против того, чтобы выдвинуть памятник из двора, где он по праву стоит.

Этот человек вслед за Демьяном Бедным скажет, что памятник совершенно нелеп, ничего не представляет собой художественно, что он будет торчать «пугалом чугунным для страны, навеки сбросившей ярмо самодержавия». Далее этот человек, наверное, укажет на недопустимость перемещения обелиска в честь города-героя Ленинграда, что эта идея может прийти в голову только лишенным стыда и совести.

Каков социальный портрет этих людей? Я не знаю, но очевидно, что они менее «преуспели» «в жизни», в «накоплении» всевозможных «благ». «Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы».

Защищая свои позиции, оба спорщика будут до бесконечности обсуждать градостроительные аспекты, будут спорить, как улучшить безнадежно задавленную транспортом и толпами прохожих площадь, но за всеми их спорами будут стоять их непоколебимые первоначальные позиции. Только какой-нибудь философ-идеалист способен, наверное, взглянуть на этот предмет с точки зрения теории прекрасного, с точки зрения «Эстетики» Гегеля.

Я не буду высказывать свои взгляды, потому что «Карповка» будто бы дистанцируется от политики.

Вместо этого я передам одну легенду из городского фольклора. Есть у меня товарищ, который монтажником на стройке работал. И был у него коллега, несознательный рабочий, полный удивительных и познавательных историй. Эти истории всегда производили впечатление на моего товарища, и тот пересказывал их мне.

Один его рассказ произвел на меня особенно сильное впечатление, и я передаю его вам. Есть в Петербурге конный памятник одному царю. Имя царя рассказчик забыл. Памятник этот совершенно удивительный. Он настолько красив, что по сравнению с ним Медный всадник просто ничто. Но он скрыт от глаз простых петербуржцев, так что почти никто его не видит. И только рабочие, трудящиеся на объекте, могут оценить его красоту.

Выслушав эту историю, я задумался: почему на этого рабочего памятник произвел такое впечатление, что затмил Медного всадника? Мне вспомнились некоторые читатели «Карповки», которым в силу привычки домики-кубики из стекла нравятся больше архитектуры, творчески переосмысливающей классическое наследие.

Фото: Дмитрия Ратникова





Ссылки по теме:
karpovka.com: 11.09.2014

На днях стало известно о том, что Минрегионразвития будет расформировано, а его функции по экономическому и территориальному планированию и градостроительному зонированию поделят между Минэкономики и Минстроем. Эта весть не могла не всколыхнуть и без того переполненное проблемами петербургское градостроительное сообщество.

karpovka.com: 26.08.2014

Иосиф Лангбард всю жизнь считал себя ленинградским архитектором. Но главным городом, облик которого в значительной степени был сформирован Иосифом Лангбардом, стал Минск. Дом правительства, здание Академии наук и Дом Красной армии — эти здания украшают белорусскую столицу.

karpovka.com: 16.07.2014

Считать надписи, сделанные на памятниках более века назад, искусством или вандализмом и стоит ли их в таком случае сохранять и показывать общественности — вопрос спорный.

karpovka.com: 14.07.2014

С марта 1964 года по сентябрь 1965-го Иосиф Бродский жил в деревне Норенская. На днях стало известно, что сейчас в этой деревне планируют открыть музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норенской». Время, проведенное в деревне, позже Бродский назовет самым счастливым.

karpovka.com: 05.07.2014

В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»

Комментарии читателей к материалу

  1. Оксана Л.

    14.06.2013 в 16:49 #1 Отв., Цит.

    друг Гоши

    :

    @Оксана Л.

    замучаемся журавлей отгонять от него! :)

    Да, стерхи сразу прилетят, как только узнают...

    А приспособив лицо царя к надеванию на него бронзовой маски очередного президента РФ (по аналогии с надстройкой мансард на исторических домах), конный монумент можно будет установить в парке Константиновского дворца. Там места много, и экскурсии ходят.

    И покойному царю приятно — словно править Россией не перестал. И президентам намёк, чтобы Россию не раздавали по кускам Китаю — Японии — Азербайджану.

  2. Клешня

    14.06.2013 в 14:41 #2 Отв., Цит.

    Администрация Русского музея постоянно ставит во дворе Мраморного дворца визави памятнику Императору Александру III какое-либо уродство. Там и сейчас, судя по фотографиям, в кустах что-то стоит.

    Таким образом Гусев и К демонстрируют свое отношение к монархии?

  3. ahvalj

    14.06.2013 в 08:25 #3 Отв., Цит.

    @вЪсовщикъ

    Я собственно, следую логике классового анализа камарада Кузьмицкого. И потом, выборы 1906 года — это чистейшей воды культ карго, ещё больше, чем теперь: подавляющее большинство избирателей понятия не имели, что они делают и какие полномочия вручают малознакомым или совсем не знакомым людям. Просто соблюдался некий ритуал, долженствовавший узаконить включение в состав правящего класса новой группы людей, независимой от существовавшей бюрократии. Да что 1906 год, я и сейчас-то не знаю ни одного человека, которому доверил бы представлять мою суверенную волю, от местного самоуправления до Галактического Сената...

  4. друг Гоши

    14.06.2013 в 08:02 #4 Отв., Цит.

    @Оксана Л.

    Никто не даст допиливать Царя! Потому что замучаемся журавлей отгонять от него! :)

  5. вЪсовщикъ

    14.06.2013 в 01:53 #5 Отв., Цит.

    @ahvalj

    все эти дворцы и храмы строились ярыми противниками демократии

    ===============================================

    с 1906 г в стране народ получил право избирать своих представителей в законодательный орган — Гос Думу

    качество архитектуры от этого вроде бы не пострадало

  6. Оксана Л.

    13.06.2013 в 19:15 #6 Отв., Цит.

    @

    ahvalj

    Спасибо за комплимент!

  7. ahvalj

    13.06.2013 в 19:07 #7 Отв., Цит.

    @Оксана Л.

    Оксана, если Вы ещё и выглядите на столько лет, на сколько комментируете, в песочнице Вы должны пользоваться популярностью.

  8. Оксана Л.

    13.06.2013 в 18:44 #8 Отв., Цит.

    Если Александру III спилить бороду и надеть очки, получится памятник ВВП www.google.ru/imgres?imgu...0Q9QEwAA&dur=253

    www.google.ru/search?q=%D...=chrome&ie=UTF-8

  9. ahvalj

    13.06.2013 в 14:11 #9 Отв., Цит.

    Предложу автору направить его пытливый ум вот на какое обстоятельство: как отмечалось ещё освободительной общественностью конца девятнадцатого века, а в наши дни — многочисленными американскими туристами, все эти дворцы и храмы строились ярыми противниками демократии и вообще эксплуататорами. Быть может, в этой связи «творческое переосмысление классического наследия» предстаёт в несколько ином свете? Нет ли здесь преклонения перед авторитаризмом или даже, как поэтически выразился Репин, «рабского каждения тьме»?

  10. ahvalj

    13.06.2013 в 13:58 #10 Отв., Цит.

    Боги даровали автору редкую способность проникать в самую суть вещей. Склоняюсь перед глубиной прозрения.

Комментарий*:
Да! Я не робот и знаю, что: 
один + = 8
 
Интересное
трк голливуд
Жители Коломяжского проспекта вот уже как два года вынуждены мириться с возведенным у станции метро ...
граффити
Нашумевшая история с граффити-портретом Виктора Цоя на улице Восстания заставила наконец ...
Сенная площадь
В недрах Смольного созрел проект реконструкции Сенной площади. Не спрашивая мнения общественности, ...
Дача Безобразова
Вот уже несколько лет в Петербурге решают судьбу дачи Безобразовых — Жерновки. Сейчас в ней ...
транспорт Петербург
В обозримом будущем вызывающий массу нареканий общественный транспорт Петербурга станет более ...
Короткой строкой
Мнение читателей
Евгений
2014-07-08 19:27:56
Светофор сегодня уже работает в новом режиме, успеваю перейти дорогу. Спасибо большое!
Фотопроекты
Коммуналка Пестеля
29.05.2014

«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.

«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.

«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».

Мариинка2
02.06.2014

Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.

Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».

Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

События недели 11—18 сентября
«Киноплакат из собрания Русского музея»
Школа вовлеченного искусства «Что делать?» открывает новый набор
Никита Михалков откроет свою киношколу
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

День рождения Милен Фармер
«Царь Горы» пройдет в субботу под Петергофом
Невский проспект перекроют на время крестного хода
Депутаты хотят запретить алкогольные энергетики
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети
  • Вконтакте

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2014. 16+
[email protected]
Телефон: 3209308.
Адрес: 192025, Санкт-Петербург,
Магнитогорская, 51 лит.Ж
Читайте лучшие - новости Санкт-Петербурга, новости строительства и архитектуры, а также транспорта на нашем сайте.
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно. «Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320

Наверх