Строительство гостиницы «Эрмитаж», которая получила от всемирно известного музея право использовать эмблему Эрмитажа в качестве товарного знака на основании лицензионного договора, вызывала у горожан немало вопросов: почему, зачем?
Строительство гостиницы «Эрмитаж», которая получила от всемирно известного музея право использовать эмблему Эрмитажа в качестве товарного знака на основании лицензионного договора, вызывала у горожан немало вопросов: почему, зачем?
Напомню, возведение объекта началось несколько лет назад, после того как в 2005 году в огне пожара были уничтожены остатки существовавшего когда-то Дворца культуры работников пищевой промышленности. Здание закрыли на ремонт в 1999-м, но сделан он не был. Еще раньше, в начале 1990-х годов, перед ДК демонтировали памятник Ленину. Несмотря на то что демонтаж производился так называемой демократической властью, особых возражений со стороны коммунистов не последовало. Это был тот случай, когда отсутствие фигуры вождя было лучше, чем ее присутствие. Приплюснутый, в огромных, не по росту, как у клоуна башмаках, он держал за спиной кепку. Правда, любимый головной убор Владимира Ильича можно было принять за камень, вынутый из-за пазухи. В общем, сняли как антихудожественный объект. Ну да бог с ним.
Вспомним лучше предысторию появления здания Дворца культуры.
В первой половине XVIII столетия в этом районе располагалась Дворцовая слобода. Проживали в ней служащие, ведавшие имуществом кабинета его императорского величества, оттого улица получила название Кабинетской. Улицей Правды она стала после Октябрьской революции, поскольку в типографии Березина, в доме 14 по пересекающей ее Ивановской, ныне Социалистической, печатались первые номера большевистской газеты «Правда».
Первые упоминания о каком-либо строении на участке современного дома 10 по улице Правды относятся к 1835 году, когда по проекту архитектора Холопова были буквой П поставлены три отдельно стоящих здания.
Перед Первой мировой войной на участке, приобретенном управлением железной дороги, архитектор А. Г. Голубков построил Петроградский железнодорожный клуб, который в 1914-м превратился в лазарет, организованный великой княжной Татьяной Николаевной.
После Октября 1917-го здание опустело. Наконец в 1936–1937 годах архитектор Василий Макашев в очередной раз перестроил здание, которое в целом и приобрело тот вид, который помнят те, кто посещал ДК, когда в нем работали известные в Ленинграде театр «Суббота» и клуб авторской песни «Восток».
После всех драматических событий, произошедших с ДК, было бы трудно, да и вообще невозможно представить здание, восстановленное точь-в-точь таким, какое оно было до закрытия в 1999-м.
Иное дело — как распорядится участком новый собственник.
И вот — состоялось торжественное открытие.
Внешне — то же здание Дворца культуры пищевиков. Только внутри — богатейшее убранство шикарной гостиницы, убранство, которое роднит и холлы, конференц-залы, и гостиничные номера с залами Эрмитажа. Встречаются реплики фарфора и мебели из эрмитажного собрания. Все это стало возможным благодаря лицензионному договору между гостиницей и музеем.
Реконструкция самого здания проводилась с предельным уважением к историческому плану застройки. Сохранены лицевые фасады корпусов, их высота. Этажи, появившиеся вновь, не доминируют над исторической застройкой. И это очень важно, поскольку соблюден высотный регламент, то, что в последние годы застройщики всячески пытаются обойти всеми путями.
Как подчеркнул на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, новый владелец объекта — Международная балтийская инвестиционная компания — не вывела здание из категории вновь выявленных памятников. А этим-то как раз и грешат многие застройщики.
Безусловно, найдутся и критики, недовольные осуществленным проектом. С моей же точки зрения — это лучшая за последние годы реконструкция здания советского периода, позволившая донести до нас внешний облик Дворца культуры образца 1937 года. Но с новым, имперским, в самом хорошем смысле слова, внутренним содержанием современной пятизвездочной гостиницы.
Для сравнения есть противоположный пример — снос ДК имени Первой пятилетки творения Митурича и Макашева и возведение второй сцены Мариинки в облике совершенно непотребном.
Фото: Дениса Панова
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Толик Притыкин
Считаю надо сносить все старое и стрить новое и красивое как ЖК Монблан .
Андрюха
Странное сочетание — дворец культуры 37го года постройки и роскошное внутреннее убранство. Еще и Эрмитаж приплели. Сделано качественно, насколько могу судить , но что-то все равно режет слух/глаз.
Пьер С’ухов
Георгий Куприянов пишет: « Я по праву потомственного петербуржца так рассуждаю. Я местный, это моя земля, мой город».
Ещё один корнеплод. Как же преуспели большевики в закреплении рабского сознания, если 20+ лет прошло, а единственным аргументом для ещё очень многих людей является то, что они потомственные петербуржцы... прости, Господи. Да, хоть бы дело говорили! Нет, не петербуржцы вы, а люмпены с потомственной ленинградской пропиской и снобы. И, знаете, город этот не ваш, и уж тем более земля (до чего договорился!)
На совсем иных принципах и задумывался и строился Петербург — как (инфо)порт для «перекачки» передовых идей, технологий, для обмена культур и людей. Но такие-вот «потомственные» не в курсе. Почитайте книжки, что-ли.
Георгий Куприянов
Они тужатся, пыжатся, но у них всё равно не получится соответствовать Санкт-Петербургу. Ну, приезжие они, понимаете? Стиль города и связанные с этим табу им не понятны. Вроде бы и вылизали, и обновили всё, но нет, всё равно же не вписали никуда. Буду повторять снова и снова — гармония и композиция для этих людей вторичны, если вообще имеют значение.
Вместо того, чтобы создать что-то достойное моего города, вижу очередной выпирающий новодел.
Да, у меня предвзятое и субъективное мнение, как и у всех остальных. Вкус не может быть «объективным». Я по праву потомственного петербуржца так рассуждаю. Я местный, это моя земля, мой город.
Алексей Юрьевич
Хорошо все сделали...Отлично...
Syd
Спасибо той мудрой царь-лягушке (из немецких сказок), которая подтолкнула Иванушку-дурачка к созданию написанного!
Piper
«По мнению многих видевших интерьеры гостиницы» - а сами то Вы видели? Ох, уж как это знакомо по определенным временам ссылаться на неких «многих». Возможно, Вы судите по картинкам из интернета, так вот в интернете «гуляет» масса эскизных проектных картинок, не имеющих ничего общего с тем, что есть по факту.
Я - видел. Интерьеры назвать вульгарными может лишь очень предвзятый человек. Их можно назвать удачными или неудачными, стилистически выдержанными или нет и т.д. Но уж никак не вульгарными, архитекторам удалось избежать китча, все очень легко и воздушно.
По поводу сноса «основной» и т.д. части здания. Как говорится - учите матчасть, уважаемые: во-первых, поперечную часть не вполне корректно называть основной, даже банально она была меньше по площади, чем в сумме другие два корпуса. Во-вторых, она не сносилась новым собственником, а была уничтожена пожаром, есть документальные и абсолютно достоверные свидетельства этому, от поперечной части осталась лишь часть фасадной стены, все перекрытия и бОльшая часть стен обвалились, там совершенно нечего было восстанавливать. А вот руины боковых корпусов были сохранены, всё, что можно было сохранить - было сохранено. Где логика - снести одну часть и оставить другие? Чтобы потом вести работы в стесненных условиях и соединять между собой новодел и останки прежнего здания и через всё это прокладывать новые общие коммуникации? А смысл?! Кстати, не надо забывать и о том, что именно город предназначил это место под реконструкцию под гостиницу и именно с таким целевым назначением оно выставлялось на продажу, не инвестор принимал это решение. Инвестор лишь мог решить каким путем пойти - полностью застроить участок стеклом и бетоном и получить вожделенные квадратные метры, либо всё же уважительно отнестись к истории места. По-моему, очевидно, что был выбран именно второй путь.
Наконец, по поводу примеров. Что же, давайте приведем примеры.
— гостиница Англетер — полный снос, целиком новодел;
— гостиница Невский палас — аналогично;
— Парк Инн на Староневском — не только снос памятника архитектуры, но и в разы большее по высотности здание;
— Стокман, дом Рогова, Регент Холл, Кемпински, бывший кинотеатр «Гудок» (теперь ТРЦ «Лиговъ», Ренессанс Правды, W Хотельс, типография Правды, бывшая типография Березина, гостиница Амбассадор и т.д. и т.п.
При всем уважении к собеседникам, но если говорить объективно и непредвзято, то гостиница Эрмитаж в её нынешнем виде может кому-то и не нравиться, это нормально, на то и разные мнения и разные вкусы, но говорить, что это ужас, что сделано плохо и якобы хуже, чем делают другие — это откровенно предвзято, так может говорить только тот, у кого на этот счет «ну просто какая-то личная неприязнь».
Лично мое мнение, что в целом данный объект может служить именно удачным примером того, как надо поступать с подобными памятниками архитектуры в центре Петербурга. Спасибо родному Эрмитажу за то, что способствовал этому!
Дмитрий
Без глобальных переделок, в том числе и без сносов, старые здания не приспособить. За редчайшим исключением. — ваши слова?
Т.е. на самом деле все-таки все наоборот — за редчайшим исключением обычные доходные дома вполне можно приспособить для современного использования без всяких сносов и радикальных перестроек?
Кстати, приспособление старого доходного дома под гостиницу (как на Восстания) — это как, смена функции, или нет? А если под банк? Или бизнес-центр? (таких примеров тоже масса)
Лиличка
под гостиницу можно переоборудовать вообще любое здание, как мне кажется.
даже заводские-складские помещения — коек навтыкал, стены побелил — вот вам хостелище.
автор слегка преувеличивает, кмк.
Инженер
@Дмитрий
И что это за ссылки?
Обычные доходные дома, прошедшие реконструкцию или капремонт, с заменой перекрытий и тп. К тому же- видимо сохранившие свою основную функцию. Через это прошли сотни зданий.
Речь идет о необычных зданиях, или изменяющих свою функцию.
PS Писарева-10, это собственно мой родной дом.
Архитектор
"Внешне — то же здание Дворца культуры пищевиков. " Алексей Ерофеев.
То, да не то... Автор видимо не заметил,что внутренний корпус здания надстроен на 2 этажа, а часть курдонера превращена в одноэтажную пристройку по типу «атриума»... Так что новое здание выглядит несколько иначе, чем до реконструкции.
По мнению многих видевших интерьеры гостиницы, они достаточно вульгарны,благодаря неуместной и неумелой иммитации «дворцовой роскоши»...
Андрей
Болт состроумничать решил — вышло неважнецки...
Дмитрий
www.citywalls.ru/house5430.html — это исключение? ;)
А это — www.citywalls.ru/house5564.html ?
Или это — www.citywalls.ru/house10716.html ?
Сколько надо «исключений», чтобы они стали правилом? :)
Инженер
Сравнили тоже -Главный штаб с мелкой рядовой постройкой.
Без глобальных переделок, в том числе и без сносов, старые здания не приспособить.
За редчайшим исключением.
Болт
«Реконструкция самого здания проводилась с предельным уважением к историческому плану застройки. Сохранены лицевые фасады корпусов, их высота»
А то, что полздания — а вернее основная его часть — было снесено, Ерофееву неизвестно? То есть снести Главный штаб, оставив его арку, Ерофеев тоже бы назвал «лучшей за последние годы реконструкцией здания»?