В последние несколько лет внимание горожан постоянно приковано к инициативам и проектам, угрожающим сохранению исторического прошлого города: начиная с «Охта центра», реновации кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» и заканчивая проектом федерального закона о «сохранении» исторического центра Петербурга. Озабоченность вызывает и состояние памятников деревянного зодчества. Большинство домов и дач в пригородах Петербурга и области явно не смогут пережить свой столетний юбилей. Дача на территории виллы Рено в Комарово уже не пережила.
В последние несколько лет внимание горожан постоянно приковано к инициативам и проектам, угрожающим сохранению исторического прошлого города: начиная с «Охта центра», реновации кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» и заканчивая проектом федерального закона о «сохранении» исторического центра Петербурга. Озабоченность вызывает и состояние памятников деревянного зодчества. Большинство домов и дач в пригородах Петербурга и области явно не смогут пережить свой столетний юбилей. Дача на территории виллы Рено в Комарово уже не пережила.
Складывается впечатление, что старина безразлична значительной части горожан и мешает подавляющей части чиновников.
Попробуем посмотреть, как обстояли дела с сохранением старины в дореволюционной России.
В 1910 году было создано Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Целью Общества была заявлена защита этих памятников — культурного достояния России — от разрушения и искажения. Председателем совета Общества был избран великий князь Николай Михайлович, его заместителями (товарищами председателя) А. Н. Бенуа и Е. Н. Волков, секретарем барон Н. Н. Врангель. Впечатляет состав членов совета, в который вошли П. П. Вейнер, В. А. Верещагин, С. К. Маковский, И. А. Фомин, А. В. Щусев.
Средства Общества складывались из членских взносов, пожертвований и сборов от выставок, публичных лекций и продажи изданий. Учитывая состав Общества, куда сочла за честь вступить элита, средства на счет поступали, но все же явно недостаточные для сохранения памятников старины на всей территории империи. Для того чтобы как-то помочь процессу сохранения старины и подключить к этому процессу государство, была инициирована разработка законопроекта об охране памятников, который был представлен в Государственную Думу в 1909 году.
Согласно этому законопроекту, создавалась государственная организация, которая и должна была следить за сохранением исторических памятников. Комитет по охране старины от лица государства и Общество как общественная организация могли взаимодействовать в решении благородных целей. Но вот незадача: финансирование этого комитета было урезано донельзя. На всю охрану всей российской старины государство выделяло сумму чуть большую, чем Общество на сохранение двух старинных зданий.
Как похоже на сегодняшнюю ситуацию с охраной объектов культурного наследия: государственный КГИОП, которому охранять невыгодно, и ВООПИиК, у которого нет полномочий — один энтузиазм. И у тех, и у других нет денег.
Как свежо звучат и по сей день слова из далекого 1913 года: «...Общество считает долгом присовокупить, что положение вопроса об охране отечественной старины в настоящее время настолько обострилось, что более или менее значительное промедление в издании по этому предмету рационального законоположения может привести к отсутствию потребности в такой мере, уже по одному тому, что чрез весьма немного, может, времени, в России охранять будет нечего».
Градозащитники бросаются на спасение очередного гибнущего памятника в тот момент, когда разрушается намеренно или рассыпается от небрежения еще десять.
Государство, ау! Это уже происходило сто лет назад. И за это время мы усвоили, что пренебрежение прошлым приводит к не очень приятным последствиям, если не сказать больше.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Аноним
Не нужно дезинформировать читателя и рассказывать только об обной общественной организации. Например, в СПб ещё и «Старый Петербург» существовал. Подобные общественные структуры сущестовали, почти, в каждом губернском городе. Но, главные функции по учету и охране исторического и орхеологического наследия занималась Императорская Археологическая Комиссия. Она занималась учетом древних церквей, сохранением и фиксацией памятников старины и прочее...Одно спасение псковского кремля много стоит... Не нужно упрощать картину.
Архитектор
До 1917 года вся деятельность власти была направлена на сохранение и поддержание «правил мироустройства» сложившихся веками.Конечно модернизируя,конечно что-то изменяя,но сохраняя главные основы, в том числе легитимность власти,законность многовекового права сложившихся элит управлять государством. А для пооддержания образа приемственности, легитимности власти ничего лучше чем использование исторического контекста и придумать нельзя.
Вспомните надписи на памятниках ПетруI: « Putro Primo /Ekaterina Cekunda»..."Прадеду. Правнук". Власть действующая всегда стремилась ассоциировать себя с властью прежней,с властью успеха, побед, могущества.
Власть понимала, что сохранение памятников не только культурный проект,но и проект политический., укрепляющий основы государственности, закрепляющий в сознании людей логику исторической приемственности государственных устоев ,традиций...Поэтому и внимание государства до 1917 года к памятниках истории и культуры логична и понятна.
Современная власть осознает свою недолговечность...Она временна, сменяема, у неё нет задачи сохранять для потомков «добрую память о себе и своих предшественниках»...Власть сегодня это -синекура..., нетрудный способ получить доход ,прожив его потом на дорогих европейских курортах. Отсюда и отношение к памятникам истории. Памятники не приносят прибыль, а значит для власти не интересны.
солнцеклеш
Государство, ау!
«м?» ответило государство))