«Петербург — окно в Европу». Это выражение принято считать аксиомой в духе «собака — друг человека» или «книга — лучший подарок». Впрочем, еще смотря какая собака и какая книга… Думаю, что Санкт-Петербург не в меньшей степени и для Европы «окно в Россию» благодаря его уникальному геополитическому положению и универсальному поликультурному наполнению.
«Петербург — окно в Европу». Это выражение принято считать аксиомой в духе «собака — друг человека» или «книга — лучший подарок». Впрочем, еще смотря какая собака и какая книга… Думаю, что Санкт-Петербург не в меньшей степени и для Европы «окно в Россию» благодаря его уникальному геополитическому положению и универсальному поликультурному наполнению.
В идеале наш город можно представить в роли канала связи, своеобразного портала взаимодействия Европы и России, и не столько в роли «второй российской столицы», сколько столицы Балтийского моря, посольства Европы в России и России в Европе. Доныне это не осознанный и не оцененный ресурс, могущий сам по себе стать основой стратегии развития города во всех сферах на десятилетия вперед.
Стратегия эта требует и адекватного наполнения принципиальными и сильными идеями, далекими от суетливых поисков перспектив городской эволюции, столь характерных для последних десятилетий. Впечатление, что, перестав быть Ленинградом с твердыней его истории, новый Петербург побаивается своего исторического имени, не знает, как его носить, как ему соответствовать, будто стесняясь вновь прослыть в России аристократом.
В известной степени эта растерянность заметна в сфере градостроительства: в нехватке идей и последовательности их воплощения, в общей массе неудач, допущенных и неисправленных ошибок, что преследуют в том числе и так называемые «большие» проекты. (О том упорстве, с которым город наступает на эти «большие грабли», разговор впереди.)
Справедливости ради хочу заметить, однако, что и беспощадная эксплуатация каждого, еще не выжатого до капли, свободного клочка городской жизни, и самоотверженная до фанатизма градозащитная деятельность — суть две стороны одной медали, и медаль эта довольно сомнительного достоинства.
Беда в том, что в борьбе за и против исчезает сама идея развития города, которая только и может позволить Петербургу и сохранить себя, и сделать шаг в будущее.
Сегодня я хочу обратиться к петербуржцам, к городским властям и инвесторам, так или иначе причастным к судьбе еще одного и, к счастью, еще не свершившегося проекта под названием «Новая Голландия». Обратиться с просьбой рассмотреть и принять в дар идею, которая, как мне кажется, не только убережет историческое место и город от очередной ошибки, но, будучи реализована, способна прославить Петербург и как истинное «окно в Европу», и как «окно в Россию». Существенно, что это окно открывается через Новую Голландию, ибо Голландия исторически — один из краеугольных камней, заложенных Петром Великим в основание Санкт-Петербурга.
Итак, что мы имеем сегодня? Пять (если не шесть?) смен составов городской администрации; меняются инвесторы, повторяются архитектурные конкурсы, создаются на территории памятника то приватные огородики, то травянистые летние лежбища для выгула разморенных горожан (что, конечно же, трогательно в урбанизированной среде, но как-то «жвачно» и мелко в окружении величественных руинированных и по-пиранезиевски мрачноватых архитектурных аркад); то происходит неотчетливый поиск «концепции» в абсурдных формах вроде проектов посадки корабельных сосновых рощ (очевидно, чтобы потрафить «гению места»), а то и вовсе объекта для городского массового купания в духе приснопамятного бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя. Чаще же звучат слова о «Центре современного искусства» (сегодня это знак лояльности времени, хотя опыта нет, и лучше для начала тренироваться на чем-нибудь менее значительном). Поговаривают и о возможности превращения Новой Голландии в банальный (но, несомненно, элитный, как же еще?!) жилой и гостиничный комплекс. Последнее вообще можно рассматривать как градостроительное преступление.
Правда, в прошлом была одна здравая, красивая, но уже подзабытая и состарившаяся идея — разместить на острове музей истории российского флота…
Я же хочу познакомить вас с более современной, на мой взгляд, и коммерчески небезынтересной инициативой.
Петербург не только виртуальное «окно». Петербург — город музеев, и сам по себе таковым является. Музеев малых, даже микроскопических, и огромных — мирового значения, таких, как Русский или Эрмитаж… Теперь представьте на мгновение, что в Новой Голландии открываются представительства крупнейших художественных (а возможно, не только художественных) музеев Европы (а возможно, мира?). Архитектурные объемы достаточно элементарно подготавливаются: прокладываются сети, очищаются от поздних нагромождений и условно нарезаются на лоты корпуса, и лоты эти передаются в управление ведущим музейным брендам: Лувру, Прадо, музею Гуггенхайма, Капитолийскому музею, центру Помпиду, Британскому музею, Национальной галерее, Уффици и прочим. Такой «музей музеев мира». С правом самостоятельной музейной политики: кто-то выставляет одно уникальное произведение, кто-то организует постоянную, а кто-то временную экспозицию классического или современного искусства, кто-то ведет просветительскую деятельность и так далее.
Здесь всегда будет присутствовать соревновательность и новизна, Европа в буквальном смысле придет в гости посредством пространственного и временного портала Новой Голландии. В такой комплекс поистине «не зарастет народная тропа» петербуржцев и туристов. Несомненно, что в этом случае станут уместны и рекреационные зоны, и отели различного класса, в том числе ориентированные на проживание деятелей культуры и искусства, от элиты до творческой и учащейся молодежи.
Новый европейский музейный центр не только дополнит сокровищницу Эрмитажа, но содержательно и статусно соединит уже удачно складывающийся в районе культурный кластер (Консерватория, комплекс сцен Мариинского театра, Центральный военно-морской и целый ряд других музеев, ЦВЗ «Манеж», санкт-петербургские творческие союзы, факультет свободных наук и искусств СПбГУ, Исаакиевский собор...).
Появление подобного европейского «культурного посольства» будет содействовать выведению культурных связей с Россией через Санкт-Петербург на новый качественный уровень. Уникальных мест и неосвоенных объектов, равных Новой Голландии по исторической ценности своеобразно масштабу, ресурсу и местоположению, практически нет. И я уверен, что даже в условиях передачи в частные руки подобный памятник должен служить общественной пользе на славу Петербургу и России.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
SuperDrummer
Там есть ещё замечательный предмет «утопия гомосексуализма», так что будет весьма тёплое соседство с курбанами и байрамами.
Аноним
а не слишком, как говорится, жирно отдавать такую территорию кучке новых хитти@Надежда
Надежда
Бред какой-то. Слава богу, что владелец острова в трезвом уме. Это лучшее место для отдых летом в городе. И те иностранные специалисты, урбанисты, звездные ландшафтные архитекторы, которые были там, восхищались сложившейся средой и сообществом.
Андрей
Ну так и любая реконструкция не раньше 2015 года, а скорее всего еще позже завершится
Крыс
Г-н Уралов помянул факультет свободных наук и искусств СПбГУ. Попрыгал я по клаве, настучал лапками портал этого факультета! РЫДАЛ! От счастья. Ничего православного и буддийского, никаких постов долгих и невкусных- фи — опять гречка! Из мировых религий изучаютъ на этом факультете один ИСЛАМ . Пустите (как можно скорее!) таких студентов в Н. Голандию, там сплошной курбан с байрамом будет, супер пирушка на все сто. , вкуснейший плов, чайхана и лезгинка.
Чур я первый с толпой родственнигов туда ломанусь и под землей окопаюсь ради шашлыков из баранины круглый год. Можно мечеть там построить, чтобы мусульмане не мешали в свои праздники зажравшимся пассажырам метро Гойковская, которые ни кусочка пиражка мне не кинут, а только орут — Крыса! крыса!
artesliberales.spbu.ru/ab...umanitarnyh-nauk
Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
Профили подготовки: «История и культура ислама», «История цивилизаций», «Международные отношения, политические науки и права человека», «Социология и антропология», «Философия», «Экономика».
Крот
Никакой музей, даже финансируемый государством, в этой стране не окупается!!! Посмотрите отчетность Эрмитажа или Русского музея. Чушь!!! Давайте Голландию превратим в музей и будем смотреть , как в этот музей закончится очередь через месяц. Государство выделит деньги на реставрацию и приспособление, — ну если только только Управделами Президента... Г-н Уралов, Вы видели обследования фундаментов и стен зданий в Новой Голландии? Вы понимаете, сколько туда надо вкачать миллионов?? Я видел и знаю!!! И не важно о какой концепции приспособление идет речь. А господину Уралову советую гордиться своим Незнайкой на углу Староневского и Суворовского и не затрагивать тему старых зданий, — поскольку некомпетент.
Инженер
Нет доверия автору мега-храма в Малиновке!
Канешна, подобное можно сказать нашим архитекторам, авторам так называемых «градостроительных ошибок».
Но лично я выбираю для своего «фи» господина Уралова.
Мимо шел
Мало голландского ледокола? Пусть и дальше голладцы платят — РКД, Риксмузеум... Много их там... всяких толерастов в разных Европах. Впрочем, идею надо было продать ... комитету по инвестициям. Пусть бы дамочка по всей Европе ездила с бессмысленной, но красивой утопией, а не с мостом-магазином.
Дмитрий Л
А мне кажется, музеев в городе как раз немало. И строятся новые — одна реконструкция ГШ чего стоит.
Не хватает именно открытых публичных пространств для горожан. В том числе и "травянистых летних лежбищ " в центре города. Впрочем, судя по тому, что автор колонки, насколько я понимаю, проектировал мега-храма на месте парка Малиновка, рекреационные зоны раздражают его не только в центре, но и на окраинах.
Архитектор
Мысль интересная, но пока это только эстетическая ,философская идея,даже не концепция...Бизнесу же потребуется четкий бизнес- план ,а на его разработку, поиск спонсоров и тех кто будет реализовывать задуманное опять уйдут годы...Что будет с памятником в это время?
Конечно лучше 10 раз отмерить... и найти оптимальную функцию. Но и затягивать процесс «размышления» губительно.
Оксана Л.
Идея красивая. Но поместятся ли представительства солидных музеев мира в скромные постройки Новой Голландии? Внутри эти постройки придется полностью модернизировать, чтобы не портить экспонаты.
К тому же после исчезновения трамвайной линии добираться от метро «Балтийская» или Техноложки туда не слишком удобно, в основном на коммерческом транспорте. А метро «Театральная» когда еще появится, не раньше 2015 года.