Архитектурные ансамбли, появившиеся в Ленинграде в очень короткую эпоху конструктивизма, даже те, которые признаны памятниками зодчества, далеко не всеми воспринимаются сегодня как объекты, нуждающиеся в охране. Что уж говорить о домах-одиночках?
Несколько лет назад город потерял уникальное здание «Тахитектон» на Крестовском проспекте, 11, — дом, построенный Иваном Рянгиным оригинальным способом. «Тахитектон» по-гречески означает «движущийся строитель», вот и этот длинный двухэтажный корпус был фактически отштампован при помощи особой формы-опалубки, которая, опускаясь и поднимаясь, возводила дом не снизу вверх, а в длину, секциями.
Утрачен там же на Крестовском острове и весь комплекс домов ЛДН на Морском проспекте, названных так по первым буквам фамилий архитекторов, проектировавших его. Впрочем, элдээновские дома, признаюсь положа руку на сердце, не жаль. Обликом своим они не украшали центральную магистраль Крестовского острова, а жилищные условия в них, по современным меркам, и вообще были аховые.
Вряд ли что-то потеряет Благодатная улица, когда лишится дома № 57. Это здание странным образом повернуто к улице уродливым торцом, который никак не вяжется с обликом этой, пусть и не самой парадной, улицы Московского района. Объяснение этому можно найти. Дом № 57 на Благодатной улице – часть не до конца реализованного жилконцентра, как в начале 1930-х стали называть жилмассив, который должен был располагаться между Кузнецовской улицей и Вардовским переулком (ныне в составе улицы Решетникова — прим. автора).
Дом № 57 – один из пяти построенных домов жилконцентра завода «Электросила». В отличие от других четырех он ставился в глубине квартала, поскольку Благодатный переулок в ту пору проходил от Московского проспекта (тогда Международного) до Свеаборгской улицы. Возможно, тогда его не предполагали продлевать, и, таким образом, вырисовывался огромный квартал, ограниченный сегодняшними Кузнецовской, Свеаборгской улицами, улицей Решетникова и проспектом Юрия Гагарина.
Но, как бы то ни было, проект жилконцентра не был реализован, а дом, который построили, по предположению Ивана Саблина (см. книгу «Зодчие Санкт-Петербурга. XX век — прим. автора), Михаил Русаков и Борис Рубаненко, приговорен к сносу, и нет повода беспокоиться о том, что будет утрачен объект культурного наследия.
Однако об одном факте из биографии этого дома нужно вспомнить. В нем несколько лет жил композитор Вениамин Баснер. Сколько песен, ставших отечественной классикой этого жанра, было написано непосредственно в квартире дома № 57, сказать трудно. Но абсолютно точно, что именно там он создал музыку на стихи Михаила Матусовского «На безымянной высоте». Песня создавалась для кинофильма «Тишина», который ставил Владимир Басов (он же блистательный актер и режиссер легенды нашего кинематографа — четырехсерийного фильма «Щит и меч», для которого Баснер и Матусовский написали песню «С чего начинается Родина»).
Песня «На безымянной высоте» написана на основе реальных событий. В августе 1943 года у деревни с характерным названием Рубеженка в Калужской области группа из 18 добровольцев под командованием младшего лейтенанта Порошина защищала высоту 224,1. 18 новосибирских рабочих-добровольцев против двухсот фашистов! Они должны были вызвать огонь на себя, чтобы подготовить наступление наших войск. Бойцы 718-го стрелкового полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии выполнили задачу. В живых остались только двое. Сержант Константин Николаевич Власов и рядовой Герасим Ильич Лапин. Лапина оглушило и засыпало землей. Его нашли после боя. Он продолжил воевать в 139-й стрелковой дивизии. Власов был ранен, попал в плен, бежал из вагона поезда, увозившего его на запад, и сражался в партизанском отряде.
В песне же поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Это нельзя назвать неточностью поэта Матусовского, пожелавшего для лучшей рифмы горою—трое пожертвовать исторической правдой. Третий — это генерал Иосиф Константинович Кириллов, в 1943-м — полковник, командовавший 139-й дивизией.
Сохранились фрагменты фильма, в котором народный артист СССР Юрий Гуляев, кстати, сибиряк, уроженец Тюмени, исполняет песню для троих героев Великой Отечественной войны — К. Н. Власова, Г. И. Лапина и И. К. Кириллова.
…Дом № 57 на Благодатной улице приговорен. Не будем вздыхать об утрате. Просто вспомним его с благодарностью за то, что в нем жил и творил прекрасный композитор Вениамин Баснер.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Viber
походу контруктивизм нынче в моде.
garde
Если у нас все такие «КРАЕВЕДЫ», то ничего хорошего ждать не приходится с сохранением исторических зданий и сооружений.
garde
Почему же не вздыхать !? Очень странный призыв поплевывать на свое наследие.
Очень симптоматичная заметочка — чем больше желающих СНОСА зданий тем больше певцов СНОСА. И нам даже вздыхать запретят теперь! Вы уж любезный автор простите, но Ваши изыски в ПИАРщине сноса зданий конструктивизма выглядят тошнотворно... Можно было как-то обойтись без призывов наплевательски относиться к истории города.
Вообще, вам для сведения, все дома можно использовать после их КАПИТАЛЬНОГО ремонта. Возможно, Вы лично не понимаете что это такое и как широко этот вид РЕНОВАЦИИ жилых зданий был развит в Ленинграде до 1990 года. Сейчас у нас с подачи ситименеджеров процветает только один тип изменения старых зданий — СНОС. И есть такие неблагородные, прямо скажем, восхищенные слагатели изящной ОДЫ СНОСАМ.