Какая ассоциация возникает у вас при слове «чахотка»? У меня это, конечно же, Петербург Достоевского и, как визуальное воплощение, — образ замечательного Георгия Тараторкина в роли Родиона Раскольникова. И Франц Кафка еще. Но в первую очередь, конечно же, Петербург.
До Великой Октябрьской социалистической революции (буду все-таки оперировать термином, принятым в исторической среде) медицинская помощь в разных сферах и для разных слоев общества существовала за счет пожертвований для благотворительных обществ. Общества действовали при церковных общинах, под патронажем членов императорской семьи и все на пожертвования граждан. С приходом к власти большевиков все сферы деятельности общества стали строго регламентироваться государством, и любая общественная деятельность — от борьбы с пьянством и лечения туберкулеза до написания книг или создания кино — находилась при государстве, за счет государства.
Само практическое лечение туберкулеза в мировом масштабе и создание вакцины происходило тогда, когда у нас в стране готовились к индустриализации. А система диспансеризации и санаторного лечения, сохранившаяся до наших дней, — плоть от плоти порождение советской системы. Я, к счастью, далек от проблемы туберкулеза, дальше пробы Манту и флюорографии личного опыта не имею. Но мне есть, что сказать, и вот о чем. В городе есть сеть диспансеров, и это правильно, но я считаю, что у нас есть два случая вопиющего головотяпства, когда в памятниках архитектуры до сих пор находятся один действующий диспансер и один недействующий — и сами здания в состоянии полной разрухи.
Первый случай — это диспансер на Свердловской набережной, 40, здание, к созданию которого имел отношение сам Джакомо Кваренги. Я понимаю, что само здание было переоборудовано под больничные помещения еще в XIX веке, но чувство здравого смысла также мне подсказывает, что медицинская мысль шагнула далеко вперед, чтобы использовать этот памятник архитектуры конца XVIII века под туберкулезный диспансер. И одна важная заметка: переоборудование дачи под больницу шло в том числе за счет строительства новых корпусов, которые были разрушены в самом начале этого года, почти под бой курантов.
Если в первом случае у города есть некий план по переводу диспансера по новому адресу, реализация которого затягивается и откладывается, то во втором случае здание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в Кронштадте на Пролетарской улице, 30, сейчас просто гибнет. И даже если план есть, то времени на его осуществление может уже и не быть. Думаю, если те, кто считает, что заколоченные наспех двери и окна — это и есть консервация здания, глубоко заблуждаются. Местами выгоревшие комнаты, частично обвалившиеся стены — налицо модная тенденция «реновации» здания путем его кремации. Как правило, такие здания являются центром притяжения асоциальной и криминальной публики, при этом через улицу находится действующая детская площадка. Одни вопросы.
В поведении большевиков-чиновников зачастую наблюдалась простая мелкая месть, когда невозможность стать хозяевами над мыслями людей выражалась в борьбе со зданиями. Не можем сократить число прихожан — надо разрушить церковь, не можем разрушить церковь — сделаем из нее общественный туалет или овощехранилище. В поведении бюрократов-чиновников времен расцвета коммунистического правления прослеживается мысль: что больница, что диспансер (а и то и другое туберкулезными диспансерами стали в 60-е годы XX века) — не имеет значения. Город растет, и надо как-то решать вопросы, хоть вот так.
А вот какие мысли у современных чиновников? Какие у вас ассоциации при словах «мысли современного чиновника»?
Фото: hellopiter.ru, Лидия Ершова, градозащитная организация Стоп Снос
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
Как обычно, в рамках Петербургского международного экономического форума представили свои инвестиционные проекты строительные компании и архитектурные бюро. Некоторые из них весьма интересны.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Андрей
В общем, прав автор — в том числе и предыдущего материала о градозащите — никого не жалко, никому не нужно. Живём однова, лети, голова...
Андрей
Мысль современного чиновника мало чем отличается от мысли чиновника «совкового периода» — безответственность и безразличие, вот основные её качества. А нынешние, в эпоху «экономики рынка», так эти просто ворьё, уже откровенное и не сильно прикрытое.
Комсомолка
Жаль, жаль, жаль. Не знаю то еще сказать((( И не понимаю как можно ТАК относиться к своему наследию.