«Карповка» побеседовала с предпринимателем Игорем Бурдинским, с 2006 года являющимся собственником фабрики «Красное знамя».
Фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, куда входят три производственных здания общей площадью более 40 тыс. кв. метров и силовая подстанция, построенная в начале XX века по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона, с 2006 года принадлежит бизнесмену Игорю Бурдинскому. В 2012 году в СМИ ходили слухи, что здание продадут за долги предпринимателя. Однако на сегодняшний день господин Бурдинский до сих пор остается собственником «непереходящего» «Красного знамени» — так он сам в шутку называет свои владения. С ним-то и побеседовала «Карповка» о проблемах, с которыми сталкивается владелец памятника архитектуры, и о том, как будет в ближайшем будущем развиваться фабрика.
Начнем издалека. Как вы решили приобрести «Красное знамя», и в каком состоянии вы его получили?
— Это был 2006 год. Хотел бы отшутиться, что история настолько давнишняя, что теперь уже забываю детали, почему я это сделал. Могу сказать, что я ни о чем не жалею, несмотря на то что это приобретение определенно изменило вектор моей жизни.
Я случайно увидел красивое здание-корабль Мендельсона, заинтересовался им. Одно оно не продавалось, вернее продавалось, но очень дорого, поэтому пришлось купить всю фабрику целиком, со всеми ее проблемами, существовавшими на тот период. Позже наслоились и другие. Пока разбирались с разными проблемами — юридическими и прочими, параллельно создавалась новая концепция фабрики. Я пригласил для этого двух хороших архитекторов.
Пока думали-рядили, какой бизнес строить, нагрянул кризис. Сейчас бизнес-концепция немножко изменилась: в том плане, что я приобрел реставрационную компанию (ООО «Коринф», сейчас реставрационная мастерская работает на территории «Красного знамени» — прим. ред.). В принципе, это хорошо, когда внутри одного памятника еще и собственная реставрационная история. Наберемся опыта, будем и сами кое-что у себя на фабрике реставрировать.
Какие проблемы вам достались вместе с фабрикой, и что удалось решить?
— Все проблемы, которые существовали до этого у предыдущего собственника, стали моими. Во-первых, я купил не землю, а корпуса, землю выкупал уже позже у города. Во-вторых, у соседей, как всегда, были территориальные притязания, но годы судов расставили все по своим местам.
Были ли сложности с тем, что здание фабрики является памятником архитектуры?
— В этом у нас нет противоречий. С комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры я тесно сотрудничаю, если не сказать больше. У меня, прежде всего, есть понимание, что все это надо сохранять. Мы готовы сохранять здания и просто перепрофилировать их под свои нужды. Зачем разламывать уже сооруженное, ремонтопригодное здание площадью 30–33 тыс. кв. метров, чтобы на этом месте построить не 30, а 50 тыс. кв. метров жилья? Не вижу в этом смысла — это точно не формат наших интересов.
У вас две концепции. Кто их создавал, и к какой из них вы склоняетесь?
— Первый архитектор — немец Крамм. Поскольку у нас гильдия немецкая, обратился первым делом к немцам. Для них это было, конечно, удивительно и непонятно, что в частных руках находится памятник европейского масштаба, если не сказать мирового. Потом они адаптировались к этой ситуации, начали сотрудничать. Сотрудничество продолжается до сих пор. Смотрите, если взять изначальный проект Мендельсона, мы видим, что немецкий архитектор все равно скатился к той же модели. У нас отель, получается, имеет ту же конфигурацию, что и здание, которое запроектировал в свое время Мендельсон. А здесь что в принципе менять?!
Вторую концепцию сделал Дэвид Чопперфильд — у него свое немецкое бюро. В принципе, концепции не сильно отличаются друг от друга — по функциям они однотипны. Я бы на самом деле из этих двух концепций сложил одну, потому что мне нравится что-то и в немецкой архитектуре, а нечто функциональное нравится у Дэвида Чопперфильда. Не исключаю, что мы и третью закажем.
Какие конкретно объекты вы видите в рамках будущей концепции? Что там будет?
— Если говорить о территории, которая прилегает к подстанции — так называемому кораблю Мендельсона, — там мы планируем сделать отель. Если все сложится, мы доделаем его к чемпионату мира по футболу 2018 года. Я бы хотел сделать, конечно, экоотель. Саму ТЭЦ мы планируем отдать под многофункциональный культурный комплекс, потому что и сами помещения, и их высота позволяют по-разному их использовать с точки зрения культуры. Это примерно один гектар земли.
Что касается основной территории, которую занимает производственный комплекс, — там мы планируем создать реставрационный бизнес: на двух этажах будут размещены открытые мастерские, где заказчик или любой желающий сможет посмотреть на производственный процесс. В идеале на других этажах видятся арендаторы из смежного бизнеса: дизайн-студии, студии проектирования и разработки. Нам хочется, чтобы один заказчик мог прийти в одно место и получить здесь весь комплексный набор услуг.
Ну, и рядом на свободной территории хотим построить жилье, сдающееся в найм. Поскольку все инвестиции получаются «некороткими», то и найти достойных партнеров-инвесторов достаточно сложно. Русский бизнес привык к быстрой окупаемости — за два-три года. Желательно даже за один год и на 100%. Но мы рассчитываем все-таки на долгие деньги и на партнеров, которые разделяют мою концепцию.
Какой объем инвестиций необходим?
— Я рассчитывал еще в 2008–2009 годах. Мне бы для реализации этого проекта больше 200 млн долларов не потребовалось.
А есть уже какие-то инвесторы, которые присматриваются к вашему проекту?
— Есть инвесторы, не буду сейчас их озвучивать, это было бы неправильно, есть фонды. Знаете, городской территории ведь осталось немного, вся она в основном освоена, историческая среда уже уничтожена. По-настоящему сбалансированных объектов городского назначения осталось немного. Мы одни из них.
Вы не раз упоминали о вашей тесной связи с немцами. Есть ли среди инвесторов зарубежные, в том числе и немецкие?
— Что касается немцев, они следят за тем, как у нас здесь все развивается. Я им пытаюсь доказать: вам только кажется, что нет развития, у нас идет экспансия «внутрь себя». То, что ничего не происходит, это хорошо — мы не сделали никаких ошибок, у нас все продумано. Сейчас немцы аккуратно следят за изменениями на фабрике. Не знаю, что будет впоследствии, в связи с событиями, связанными с Крымом... Надеюсь, это не коснется культурной составляющей. Культура и спорт должны быть вне политики, правильно?
Вы говорите, что развитие идет медленно и «внутрь». Что поменялось изнутри?
— Мы сами менялись, наше представление о бизнесе как таковом. За эти годы мы прежде всего не дали потенциальным застройщикам вокруг этой территории спланировать, построить что-то чудовищное, то, что обычно строят из стекла и бетона в последнее время. Не хочу себе заслугу приписывать, но так и есть — пока я собственник этой территории, она не пойдет под массовую застройку. Как среда она не уничтожена.
Есть ли уже какие-то конкретные сроки, когда могут быть реализованы эти концепции развития «Красного знамени»?
— Если я скажу, что в этой жизни, вас устроит этот ответ?
Давайте хотя бы в формате десятилетий.
— Ну, на десятилетия растягивать такое удовольствие мне бы не хотелось. Когда я говорю «при этой жизни», я подразумеваю при своей — чтобы потом еще наслаждаться всем этим хоть какое-то время (смеется). Так получилось, что это главный проект в моей жизни, конечно, хочется закончить его поскорее, чтобы сказать, что я все, что хотел, сделал. Я думаю, при наличии инвестиций, это пятилетний цикл. Пяти лет будет достаточно для реализации. Мне в это время будет 55 лет, смогу заслуженно уйти на отдых.
Фото: Петра Прайса
Каждый кинотеатр может кроме коллекции фильмов похвастаться еще и богатым прошлым, а также увлекательным настоящим. «Карповка» узнала историю легендарных кинотеатров в центре Петербурга и выяснила, чем они живут сегодня.
Петербург уже окрестили городом синих заборов. Тяжеловесные конструкции — будь то синие железные или серые бетонные заборы — окружили город, как мрачные саркофаги. Они раздражают многих застройщиков, власти и тем более обычных горожан.
По Ленобласти разбросаны сотни прекрасных дворянских усадеб — величественная архитектура, некогда образцовые сады. Сейчас большая часть имений находится в упадке, а процесс их разрушения необратим. Часть памятников еще можно спасти, но на помощь им никто не спешит. «Карповка» выяснила, есть ли шансы на вторую жизнь у нескольких ценных дворянских усадеб Ленинградской области.
«Где припарковать зоопарк?» — этим вопросом задались специалисты центра экспертиз «ЭКОМ» и, дабы найти ответ, организовали тур по возможным местам строительства нового петербургского зоопарка. Главной целью было на практике понять, какая из предложенных площадок наиболее подходит под строительство. А может быть, не подходит ни одна?
Первый этап проекта комплексного развития Кронштадта Kronstadt Vision 2040 презентовали участники магистерской программы ИТМО «Дизайн городских экосистем».
Евгений
ГИБДД организовала проверку светофора на Васильевском острове по жалобе читателя «Карповки» С уважением, редакция "Карповки"«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Дмитрий К
прочитал интервью с удовольствием. молодец Бурдинский, если это не только слова, то большой молодец! многим поучиться надо, не под шумок быстренько снести все что можно и все что нельзя, как с домом Рогова , например , получилось, а подходить с осознанием, что это история, память
вЪсовщикъ
у немцев в проекте воссоздаются 2 дворовых корпуса с крутыми плоскими завершениями, это явно плюс. задумка эта явно от самого Э.Мендельсона
и вообще желаем успеха И.Бурдинскому в его благородной реставраторской деятельности
сашка
Очень круто получилось.