Судьба заводских музеев печальна. Такая «уходящая натура»... Создавались они как материализованная гордость за свое предприятие. Это был своеобразный отчет о проделанной работе по целым поколениям: фотографии передовиков производства, переходящие знамена, макеты тракторов и шарикоподшипники в натуральную величину.
Заводские музеи служили делу трудового и патриотического воспитания подрастающего поколения. Туда водили старшеклассников близлежащих школ в целях профориентации и ПТУшников согласно плану идейно-воспитательной работы. Здесь принимали в пионеры, фотографировались у знамени предприятия и знакомили с заводской историей и традициями молодых специалистов из техникумов. У каждого нового поколения было представление о важности прожитой на заводе жизни, которую надо было музеефицировать до ухода поколения на пенсию. Работали в таких музеях настоящие энтузиасты, но в редких случаях информация, которую они выдавали, трогала. Молодым было не очень интересно смотреть на снимки передовиков и макеты тракторов. Это сейчас музейные экспозиции должны заинтересовывать, а тогда это была простая передача традиции. Использовался тот же принцип (показ-рассказ), как в любом художественном музее. Просто в Эрмитаже это худо-бедно работало, а в заводском музее — нет.
В 90-е годы стали закрываться предприятия, судьба музеев «рабочей славы» тем более никого не интересовала.
Недавно я побывала в таком «реликте» — музее Ижорских заводов. Но у него есть и вполне реальный план выживания. Однако вначале — немного об истории заводов, тем более что на этой территории находится несколько памятников промышленной архитектуры федерального значения.
Адмиралтейские Ижорские заводы (вначале Ижорские пильные мельницы) были основаны в 1722 году. Памятники, внесенные в реестр охраны, относятся к корпусам, построенным в начале XIX века. Мы все знаем классицизм, «кирпичный стиль» и модерн в гражданской архитектуре. Классицизм и модерн в архитектуре промышленной чрезвычайно интересны своей функциональностью. С середины XIX века при строительстве заводских корпусов, вокзалов, мостов, а позднее и выставочных зданий стали широко использовать чугун. Поистине ошеломляющее впечатление производят ангары-корпуса Ижорских заводов, которые поддерживаются чугунными колоннами с чугунными же ажурными или балочными перекрытиями. Здесь сохранились уникальные для России цельнолитые арочно-стропильные конструкции.
В конце ХIХ века заводы, принадлежавшие Морскому ведомству, производили якоря и якорные цепи, броню для линкоров и паровые машины, прокатывали медные листы. Все гудело, стучало, гремело, было окутано паром, дымом. Это был тот самый «прогресс», который вывел Россию к 1913 году в число индустриально развитых мировых держав.
Сейчас большинство исторических корпусов распродано различным ООО. При этом эксперты недоумевают, как такое могло произойти, ведь федеральные памятники не продаются. Зачастую с такими владельцами даже не заключить охранное обязательство, поскольку неизвестно, где их искать.
А охранять есть что, и при хорошем хозяине часть территории Ижорских заводов можно было бы музеефицировать и приспособить под новые цели. Это тем более возможно, что заводская проходная сдвигается вглубь территории, и часть корпусов оказывается на землях Колпино. Есть идея создать здесь креативный кластер с творческими мастерскими, помещениями для выставок, краеведческим музеем. Такой своеобразный «Город мастеров». Но дело упирается в том числе и в поиск владельцев ООО.
Среди корпусов особенно впечатляет здание бывшего «2-го бронепрокатного завода» (ныне ООО «Ижорский трубный завод»). Оно было построено по проекту архитектора И. А. Мерца, автора ряда доходных домов и водонапорной башни на Шпалерной улице в Петербурге. Фасад украшает гигантский витраж, по форме напоминающий хвост павлина. Даже сейчас, когда стекла обыкновенные, а не цветные, витраж производит сильное впечатление. Впервые «павлин распустил свой хвост» на Нижегородской выставке 1896 года. Затем его перенесли под Петербург и вставили в фасад завода. При этом «павлинов» два, но второй на противоположном фасаде заложен поздней пристройкой.
Заводской музей вначале (открыт в 1968 году) находился на территории завода. Затем его перевели в Дом культуры, который сейчас является городским театрально-концертным комплексом. Проблемы начались в 2000 году, когда завод передал здание ДК городу. Но городу (в лице главы администрации) музей не нужен: в крайнем случае, власти видят некий краеведческий отдел в досуговом центре «Ижорский».
Музей, со своей стороны, хотел бы не только сохранить свой статус, но и «вырасти» до полноценного краеведческого музея, который мог бы себе позволить Колпино, являющийся городом воинской славы. В этом случае можно было бы объединиться с краеведческой экспозицией, находящейся в муниципалитете Усть-Ижоры, и рассказывать уже и об истории Ижорского края, и о князе Александре Ярославиче, который одержал победу в устье Ижоры и был прозван Невским, и о других вехах, которые отмечают историю этой местности.
Ко всем прочим бедам примешиваются проблемы финансовые (арендная плата за помещение в ДК) и оттягивание владельцем Ижорских заводов — Газпромбанком — принятия решения по музею. Оно, конечно, понятно: что им там, в Москве, какой-то крошечный заводской музей, о котором уже все забыли? Но, с другой стороны, при грамотном подходе передача музея городу, создание на основе заводского музея краеведческого, принадлежащего Колпино, встраивание его в предполагаемый креативный кластер на территории завода — все это могло бы придать импульс городской жизни, которую не балуют события в области культуры.
Эксперты говорят, что потенциал для такого музея большой. А если еще отдать разработку музейной концепции молодым, которые изучили новинки музейного дела в других странах, то может получиться очень свежо и неординарно.
В конце концов, мы должны гордиться русской историей не только в южных областях России. Здесь, на севере, тоже есть, что показать.
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
Как обычно, в рамках Петербургского международного экономического форума представили свои инвестиционные проекты строительные компании и архитектурные бюро. Некоторые из них весьма интересны.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com