Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
На набережной реки Фонтанки, 130, зажатый между соседними домами и укрытый деревьями сквера, стоит трехэтажный дом. Это бывшая конюшня построенного в 1925 году архитектором А. И. Мельниковым особняка П. А. Поповой. В советское время здесь располагался красный уголок ремонтно-эксплуатационного управления № 13. Внутри — покрашенные в желтый цвет стены, одна из которых, задняя, была украшена лакированными реечками. Главным объектом красного уголка был водруженный на постамент бюст Ленина.
Шел декабрь 1989 года. В здание вошла театральная труппа, возглавляемая Натальей Никитиной. Через несколько дней, 7 января 1990 года, труппа дала первый спектакль — «Елочка» — для детей микрорайона, что было условием пребывания в здании. Этот день считается днем рождения Театра Дождей.
«Карповка» пообщалась с художественным руководителем Натальей Никитиной об истории театра, о трудностях работы на других сценах и о том, как сделать спектакль успешным.
После того как стены в бывшем красном уголке были покрашены в черный, помещение передали театру в безвозмездное пользование на 99 лет со словами: «Испортили — забирайте». Театр Дождей начинал свой путь в сложное для всей страны время, когда многим, как правило, было не до искусства и развлечений. Как вспоминает Наталья Васильевна, театр сначала присоединили к предприятию, которое от райсовета занималось подростковыми клубами. Летом 1993 года театр готовил документы, чтобы стать муниципальным. В октябре Наталья Никитина отправилась со всеми учредительными документами в райсовет, а он к тому моменту уже был опечатан. Учредитель перестал существовать.
«После райсовета я зашла в Молодежный театр на Фонтанке попить кофе и встретила там главного режиссера Семена Спивака, с которым знакома с 1977 года. Он рассказал, что накануне было заседание худсовета комитета по культуре и некоторым театрам давали государственный статус. Тогда Семен Яковлевич сказал: „Такой замечательный театр погибает! Давайте присоединим его к нам!“ „Давайте“, — решили мы», — вспоминает худрук театра.
Зал у театра предельно компактный и, как говорит Наталья Никитина, вмещает около 50 человек, в зависимости от упитанности зрителя. И неудивительно, что на «Поминальную молитву» — один из самых популярных спектаклей Театра Дождей — билеты раскупаются за два часа с момента поступления в кассы. Буквально через полгода после первых показов театр был вынужден искать новую площадку.
«Это очень сложно, когда на сцене 20 человек, а в зале 50, и когда играешь по три-четыре спектакля в неделю: энергоемкость у актеров ограниченная», — поясняет Наталья Никитина.
«Мы нашли малую сцену театра Ленсовета. Но для нас она была большой, переходить с маленькой сцены на большую трудно. Во-первых, сценография рассчитана на сцену другого размера, во-вторых, другой принцип существования актера и режиссера. Когда на нашей сцене актер начинает бегать, это очень мешает. На нашей площадке зритель видит не только, как актер улыбнулся или заплакал, он видит изменение выражения глаз. На большой сцене это не ощущается, там идет работа энергии и жестов. Там нужно по-другому существовать, а для этого нужно перестраиваться», — объясняет художественный руководитель.
Перестраиваться пришлось не один раз. Сначала нужно было привыкнуть в 200-местному залу Ленсовета, затем к 300-местному в Мюзик-Холле, потом к 600-местному в театре Комиссаржевской. Кстати, именно сцена Комиссаржевки понравилась Наталье Никитиной больше остальных. И дело не в технических возможностях. Эта сцена обладает удивительной энергией, которую она в себя впитала. «Намоленная сцена», — как говорит худрук.
«Театр не заполняет зал школьниками, продает билеты при практически полном отсутствии рекламы. Я очень не люблю слово „успешный“, но это нельзя не учитывать. Выбирая пьесу, я руководствуюсь тремя принципами: эта пьеса должна интересовать меня, мне должно хотеться что-то сказать миру. Эта пьеса должна быть обеспечена актерами театра, они должны развиваться. Третье — я должна быть уверена, что этот спектакль будет продаваться. Например, спектакль „Белые флаги“ — интересный, глубокий, за который нас даже номинировали на премию „Золотой софит“, — самый трудно продаваемый спектакль. Потому что он тяжелый, там нужно много думать. Но, кстати, практически все спектакли, получавшие „Золотой софит“, были трудно продаваемые», — делится Наталья Никитина.
Театр Дождей обладает потрясающей способностью адаптироваться и трансформироваться, в чем большая заслуга художественного руководителя. Пример тому — спектакль «Дядя Ваня», третий чеховский спектакль в репертуаре, который два года назад был поставлен и получил диплом «За сохранение чеховских традиций» на V Международном фестивале «Театр. Чехов. Ялта».
«Мы ставили „Дядю Ваню“ на нашей 50-местной сцене, а потом повезли его в Ялту на Чеховский фестиваль, в мемориальный Чеховский театр, где сцена с поворотным кругом. Я целую ночь, как ребенок, играла с этим кругом. И я придумала, как сделать перестановку мебели, придумала мизансцены, — рассказывает госпожа Никитина. — Мы очень хотим новую сцену, но нам ничего даже не обещают, ведь юридически мы Молодежный театр на Фонтанке, а у него две сцены. Мы думаем, ждем и надеемся, но понимаем, что у комитета по культуре много задач. Да, интересно, когда есть поворотный круг и трансформируемая сцена. Но я делаю наоборот: есть возможность — я ее использую. Конечно, наша небольшая сцена ограничивает возможности. Как говорится, лицом к лицу лица не увидать».
Фото: Петра Прайса
В городе +8 градусов.
Достроить «Сибирь» обещают к 2020 году.
На улицу привезли 11 раритетных автомобилей.
Устроить пробег не помешал даже ливень.
Власти забыли про опустевшее здание за шесть лет.
Фотопрогулка по одному из самых противоречивых мест центра Петербурга.
Фоторепортаж из дома 1904 года постройки без капремонта с коммуналками на 26 комнат.
Как живут люди в доме-дворце на Каменноостровском проспекте, 44.
Прогулка «Карповки» по шести завораживающим и пугающим садам в центре города.
Фотопрогулка по одной из центральных улиц Петроградской стороны.
Фотопрогулка по улице, известной своими барами и кафе.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!