На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Начать, наверное, можно с того, что старые заводские здания действуют на меня завораживающе. Красный кирпич, образующий ажурное кружево стен — одновременно изящных и мощных, корпуса бесчисленных цехов и контор, трубы, дома владельцев и/или директоров, стоящие тут же (часто с зимними садами под крышей дома), — все это вмиг переносит во время, когда здесь все стучало, гремело, изрыгало огонь. Старые заводы — это памятник Прогрессу, памятник рубежа XIX–ХХ веков, когда казалось, что человек — действительно работник в мастерской под названием «Природа». И раз человек главный, то о нем помнили не в последнюю очередь. Именно тогда многие заводовладельцы стали строить многоэтажные дома для своих рабочих.
Такие дома, к примеру, до сих пор составляют целый район вокруг Кренгольмской мануфактуры в Нарве. Дома для мастеров и инженеров с отдельными входами на каждые две квартиры, дома для рабочих с длинным через все здание коридором, куда выходили комнаты. Особняк управляющего. Рядом церковь и больница, построенная в память 300-летия дома Романовых. Надо сказать, что эти здания сейчас являются элитными для Нарвы, квартиры там стоят немалых денег. Но Кренгольмская мануфактура, пришедшая в почти полный упадок за два последних десятилетия, все же снова на плаву благодаря шведской компании. То есть рекреационных зон там открывать не надо. Другое дело — в Петербурге и пригородах.
Ижорские заводы в Колпино, о которых я писала пару месяцев назад, тому яркий пример. Старинные корпуса — памятники архитектуры XIX–ХХ веков — разваливаются просто на глазах. Их еще арендуют какие-то мелкие артели, которые «паяют кастрюли» или просто используют в качестве складских помещений. Приходят в заброс бассейны и каналы с переброшенными через них мостиками, зацепившись за стены и крыши, буйно растут не только кусты, но и целые деревья.
Вот здесь и открыть бы быстрее креативный квартал с музеем, помещениями для мастерских и выставочными залами. И тогда обрамляющие эту территорию заводские корпуса будут напоминать, что в русской истории было еще что-то кроме двух-трех декларируемых событий, что вот она, эта самая настоящая история, которую можно потрогать руками. Но пока Ижорские заводы ждут своего часа, как, впрочем, и Новая Голландия.
А вот Сестрорецкий оружейный завод, вроде, дождался. Но вот чего? Пока не очень ясно. В большой плюс можно отнести, что появилась новая зона для городского отдыха. Владельцами предполагается проведение здесь музыкальных фестивалей и концертов круглое лето и чуть ли не каждый день. Можно и без фестивалей — как я в субботу.
Через рамки металлоискателей, которые противно звенят, пропуская каждого посетителя, проходишь мимо полицейских. Справа и слева — рекламные щиты, повествующие о проекте, прямо — старый заводской корпус, у которого стоят несколько велосипедов с сиденьями для маленьких детей на багажнике. Далее путь лежит мимо корпуса с надписью «Цех фрез» к огромному полю. Слева оказываются библиотечные полки с новенькими книжками, на которых приклеены круглые наклейки, призывающие вернуть книжку на место, перед тем как идти домой. Книжки на любой вкус — и «дамские романы», и фэнтези, и детективы, и детские сказки. Правда, насколько я знаю, пока не урегулирован вопрос, кто же все-таки следит за тем, чтобы книжки вернулись на место. Предполагается присылать библиотекарей Курортного района в их рабочее время. При этом они не горят желанием ехать в Сестрорецк, потому что тогда придется закрыть свою библиотеку.
Рядом с книжными полками выдают настольные игры, но при мне никто ничего не взял. Люди в основном возлежат на травке на огромных разноцветных подушках, которые можно умять и придать им желаемую для отдыха форму. Да, и еще один плюс — по траве можно ходить, бегать, кувыркаться, и с ней ничего не происходит, в отличие от питерских «по газонам не ходить». Во всяком случае, аниматоры, развлекающие детишек на зеленом поле, это демонстрируют. Для детей есть еще надувной городок, где можно попрыгать, огромная песочница и загончик под названием «зоопарк» с кем-то вроде баранов и коз.
Тут же рядом фуд-корт с заведениями от шашлыков до пирожных и кофе.
Вдали от детского визга принимают йоговские асаны молодые люди. Занятия йогой рекламируются на постерах, можно прийти любому желающему на условии donation. В самом конце поля — спортивные площадки, а также эстрада и летний кинотеатр.
В сухом остатке: днем вполне можно прийти с ребенком и почитать книжку рядом с песочницей. Вечером, наверное, концерт (на открытие организаторы пригласили Сергея Волчкова, который был победителем конкурса «Голос России — 2014») или чемпионат мира по футболу, выведенный на плазму.
Так что пока заводские стены сами по себе, а отдых на газоне и кормление баранов морковкой — сами по себе. История никак не вовлечена в игру. И даже таблички «Цех фрез» и «Цех сверл № 8» кажутся столь же ненастоящими, как и табличка «Музей» на стене одного из корпусов. Настоящими выглядят только цифры 1914 на фасаде цеха сверл. Но они вряд ли кому-нибудь о чем-то говорят.
Фото: Елены Травиной
Иосиф Лангбард всю жизнь считал себя ленинградским архитектором. Но главным городом, облик которого в значительной степени был сформирован Иосифом Лангбардом, стал Минск. Дом правительства, здание Академии наук и Дом Красной армии — эти здания украшают белорусскую столицу.
Считать надписи, сделанные на памятниках более века назад, искусством или вандализмом и стоит ли их в таком случае сохранять и показывать общественности — вопрос спорный.
С марта 1964 года по сентябрь 1965-го Иосиф Бродский жил в деревне Норенская. На днях стало известно, что сейчас в этой деревне планируют открыть музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норенской». Время, проведенное в деревне, позже Бродский назовет самым счастливым.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com