В начале сентября в Петербурге открывается частный международный институт урбанистики «Среда». «Карповка» побеседовала с его сооснователем Максимом Шпаковским о потребности городов в урбанистах и болевых точках на «теле» Петербурга.
В начале сентября в Петербурге открывается частный международный институт урбанистики «Среда». Работа начнется с запуска годовой магистерской программы Building the city now. Contemporary design instruments for a qualified urban space, аккредитованной в Барселонском технологическом университете в рамках специальности Urban design & research. В нынешнее воскресенье, 29 июня, будущие преподаватели института — известные урбанисты мирового уровня посетят наш город в рамках дня открытых дверей «Среды». Накануне встречи «Карповка» побеседовала с сооснователем института «Среда» Максимом Шпаковским о потребности городов в урбанистах и болевых точках на «теле» Петербурга.
Совсем недавно в университете информационных технологий, механики и оптики открылась магистерская программа «Дизайн городских экосистем». Теперь вы проанонсировали создание института «Среда». Можно ли утверждать, что в городе появился запрос на образовательные услуги в области урбанистики? С чем это связано?
— Запрос появился не только в городе, он есть в целом по стране. У администрации городов — с одной стороны, и с другой — у бизнеса зарождается интерес к созданию городской среды принципиально иного уровня, ощущается потребность в повышении качества города. Этот же запрос появляется и у горожан, и на него необходимо реагировать.
Однако размышляя над тем, каким образом это сделать, и власть, и бизнес заходят в тупик. В их головах рождается понимание, что нужны профессионалы. Таким образом, мы приходим к появлению спроса на специалистов в области развития городов и территорий. Этот спрос будет только расти, потому что процесс урбанизации в нашей стране сейчас активно идет, и он будет только усиливаться. Если уже сейчас мы не начнем развивать компетенцию в области урбанистики, то через 20–30 лет можем столкнуться с очень большими проблемами.
Существующие государственные вузы не удовлетворяют потребность рынка в таких специалистах?
— Если говорить про российское образование, то у нас нет даже образовательного стандарта в области урбанистики. Официально в России не может быть выдан диплом, где будет написано, что вы урбанист. А это о многом говорит. Все университетские программы, которые тем или иным образом связаны с урбанистикой, изворачиваются и выдают своим выпускникам дипломы по архитектуре, городской социологии или экономгеографии. По факту, ни одна из этих программ не является комплексной, междисциплинарной программой по урбанистике.
Всплеск интереса к такому направлению, как урбанистика, стал заметен только в последний год. Однако вы еще в середине 2012 года открыли центр дизайна и урбанистики Make It. Как удалось нащупать тренд?
— Вы знаете, и Make It, и «Среда» — все пришло из внутренней потребности жить и развиваться в другом городе. Я смотрю на ситуацию в том числе и как простой горожанин, которого не устраивает то, что его окружает, но который мыслит в проактивном ключе и хочет позитивно влиять на происходящее.
Могу сказать, что просто нашел свой путь. Надеюсь, что благодаря институту мы сможем действительно сделать наш город и другие города России лучше, удобнее, привлекательнее для их жителей, туристов и инвесторов.
Максим, как вы можете охарактеризовать Петербург с точки зрения урбанистики? Обозначьте болевые точки — с чем в первую очередь придется работать специалистам, которые станут выпускниками вашего института.
— В рамках образовательной программы выбрано четыре основных направления: в этих плоскостях и лежат все основные болевые точки не только Санкт-Петербурга, но и любого среднего и крупного современного города.
Первая — это исторический центр. Проблема состоит в том, как не превратиться в город-музей. У нас богатейшее историческое наследие, которым мы обязаны гордиться. Очень важно его сохранить, научиться с ним жить и при этом развиваться дальше. В этом плане показателен пример Барселоны, поэтому она и стала нашим партнером. Это город с колоссальным историческим наследием, который сумел трансформироваться и стать одним из самых инновационных городов Европы.
Вторая плоскость — проблема промышленных зон. Города растут: раньше промышленные пояса окружали их на окраине, сейчас поселения выросли, индустриальные зоны стали намного ближе к центру. Соответственно, во многих городах встает вопрос о том, что делать с этими достаточно большими промышленными территориями, оказавшимися неэффективными и заброшенными. В них заключен огромный потенциал для роста города, здесь одновременно возникает колоссальное количество вопросов, начиная от экономики и экологии, заканчивая развитием культуры и городских сообществ.
Третья важная тема — это советское и постсоветское наследие. Сюда входят хрущевки и те новые районы, которые строятся у нас на окраинах, — с абсолютно безликой средой, нечеловеческими масштабами дорог и домов. А ведь то, что сейчас происходит на Парнасе и в других периферийных районах города, характерно не только для Петербурга: эти новые безликие территории можно найти по всей стране. У нас в городе пока вопрос стоит не так остро, как, например, в Москве, но мы к этому придем.
Последнее направление — новый девелопмент — включает вопросы развития: куда и как город будет двигаться, как он будет реализовывать свои возможности, осознанно развивая ту или иную территорию. Грубо говоря, если у нас есть какой-то пустующий участок земли, встает вопрос о том, что там должно появиться. Решение о том, что строить на этом участке, будь то гектар земли в центре или сто гектаров где-то на окраине, должен принимать не девелопер или предприниматель, который почему-то решил, что там появится бизнес-центр или жилой дом. Решение об использовании земли должно проистекать из анализа контекста, в котором находится эта территория, из анализа того, какой потенциал имеет этот участок и как он может его развить, какую пользу это принесет району и городу в целом.
Кто может стать драйверами развития урбанистики в Санкт-Петербурге — какие школы, люди? Кто потянет это направление в нашем городе?
— Здесь главное даже не то, кто потянет. Гораздо важнее создавать среду для того, чтобы все люди, которые разбираются в урбанистике и являются носителями экспертиз в этой области, объединялись для решения городских задач. Это исключительно важная роль, а также одна из причин, почему мы назвали наш институт «Среда». Невозможно, чтобы отдельно взятый человек или институция решали настолько комплексные задачи.
Фото: Из личного архива героя, Ксении Чепига
Если проверять достоверность заявлений Смольного об устройстве доступной среды, то с грустью можно констатировать: для людей с ограниченными возможностями доступна только половина из заявленных «готовых» объектов. Согласно статистике самих колясочников, из 15 заявленных объектов реально доступен только один.
«Карповка» побеседовала с Ольгой Синицыной, председателем Российской ассоциации реставраторов, о новых технологиях и тенденциях реставрационного рынка Петербурга.
По иску ООО «Реформа» с активистки могут взыскать 1,3 млн рублей за срыв строительства на Шпалерной, 51. Своими ожиданиями от процесса градозащитница поделилась с «Карповкой».
О том, что наиболее всего тревожит в современном градостроительстве, о загубленных проектах и новом питерском фольклоре «Карповке» рассказал известный писатель и историк Наум Синдаловский.
Олег Шевцов уже много лет на свои деньги восстанавливает надгробия офицеров Первой мировой и Гражданской войн. «Карповка» побеседовала с ним, чтобы выяснить, насколько сложно и дорого самостоятельно вершить историческую справедливость.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com