«Карповка» вместе с архитекторами Петербурга попыталась понять, как вычислить диссонирующий объект в городской среде и как избежать градостроительных ошибок в будущем.
Приложение к 820-му закону «О границах зон охраны…», где были перечислены 77 диссонирующих петербургских объектов, наделало немало шума и подняло ряд важных вопросов: что будет с градостроительными ошибками, по каким критериям они определяются, а главное — зачем. «Карповка» побеседовала с экспертами, чтобы выяснить, как понять, что дом — диссонирующий объект, и как избежать градостроительных ошибок в будущем.
Базовая характеристика градостроительной ошибки дается в законодательстве города. Диссонирующая застройка там определяется как отдельные неисторические объекты или группа объектов, расположенных в сложившейся исторической среде, — в соответствии с заключением государственной историко-культурной экспертизы по своим параметрам или архитектурному решению они не соответствуют характеристикам исторической среды. Однако четко обозначенного, а главное, прописанного в соответствующих нормативно-правовых актах списка критериев диссонанса на сегодняшний момент не существует. В выделении признаков диссонирующих объектов многие эксперты даже не видят смысла.
Руководитель архитектурного бюро «Студия 17» Святослав Гайкович уверен: все критерии, по которым могут вычисляться диссонансы, являются вкусовыми и всякий раз отражают лишь частное мнение разных групп лиц: архитекторов, комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников, администрации, градозащитников. Создание же юридически выверенного механизма для определения термина «диссонанс» — процесс, который может затянуться на годы.
Согласен со Святославом Гайковичем и Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ»: «С учетом многообразия города и всех частных случаев, до этого абсолютного списка признаков диссонирующих объектов мы будем идти десять лет, а может и больше».
В настоящий момент главным критерием ошибочности постройки, по опросу «Карповки», петербургские эксперты называют слишком выделяющийся на фоне остальных размер здания.
«Думаю, реальной единицей, определяющей диссонирующий объект, может быть его величина, — считает петербургский архитектор, руководитель «Студии44» Никита Явейн. — Сейчас у нас более или менее понятный и достаточно объективный высотный регламент. Условно говоря, если здание в полтора раза превышает высотный регламент, оно диссонирующее».
Того же мнения придерживается и архитектор Михаил Мамошин, который параметры высотности постройки дополняет объемно-планировочным решением здания — оно не должно чрезмерно выделяться среди окружающей застройки, как «Монблан» или «Серебряные зеркала».
Среди других диссонирующих признаков некоторые архитекторы называют также чрезмерное увлечение стеклом, но при этом отмечают — это их личное мнение, а вкусы изменчивы.
«Любая архитектура имеет право на существование, в том числе и в историческом центре. Я не уверен, что к Петербургу приемлем венецианский подход», — поделился Андрей Парфенов, руководитель архитектурной мастерской «А2. По словам архитектора, даже масштабное использование стекла и бетона в постройке не является поводом осуждения: «Был в Таллине: там в центре, на самой красивой площади города поставлен новый дом — стекло и бетон. И нормально сидит».
Размышляет о переменчивости людских пристрастий и Никита Явейн: «В 30-х годах все петербургское общество единогласно хотело снести Спас на Крови — от специалистов до самых простых людей. Но что-то не сложилось. Дом культуры имени Русакова архитектора Мельникова неоднократно попадал в списки уродливых зданий по мнению горожан. Тем не менее он является иконой архитектуры XX века, включен во все учебники мира».
Наряду с перечнем градостроительных ошибок в новой редакции 820-го закона предлагается в том числе и список мер по их исправлению — снос, изменение фасада, укрытие зеленью. Учитывая, что градостроительные «монстры» не отличаются скромными размерами, в зелень их не оденешь. Оптимальный вариант — снос. Однако и это не выход.
Святослав Гайкович предлагает рассмотреть вариант с «Монбланом» — это здание многим не нравится. По самым приблизительным оценкам, исправление этой ошибки путем сноса обошлось бы городской казне в восемь млрд рублей. Тем временем для постройки моста с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону, который помог бы снять гигантскую транспортную напряженность, требуется всего в полтора-два раза больше денежных средств.
«Вы собираетесь потратить эти миллиарды, чтобы удовлетворить чьим-то вкусам? Это бессмыслица!» — выражает свое мнение относительно сноса городских диссонансов заслуженный архитектор России.
Что городу делать для того, чтобы градостроительные ошибки не повторялись вновь, — вопрос открытый. Архитектор Иван Князев предлагает достаточно радикальный метод, который найдет отклик в душе консервативных горожан: ликвидировать всю модернистскую архитектуру в центре, а новые здания выполнять только в стиле классицизм или, скажем, русский ампир.
Никита Явейн в свою очередь видит очень простое и одновременно крайне сложное для нашей страны решение проблемы — соблюдать закон.
«820-й закон жесток до безумия. По некоторым позициям его придется смягчать, особенно применительно к историческим зданиям. Но в плане нового строительства его регламентация достаточно понятна. Не надо его нарушать и все будет хорошо», — резюмирует архитектор.
Александр Карпов предлагает проанализировать само понятие градостроительной ошибки и продумать правовой язык описания охраняемых видов и панорам. Он считает, что с учетом возможности появления градостроительных ошибок должны составляться особые режимы. Сегодня этим вопросом занимается довольно узкая группа специалистов. У них есть свое понимание того, как должен выглядеть город, что такое историческая среда, обзор, панорама, но это чаще интуитивные архитектурные представления. Они не сформулированы в жесткие требования, которые необходимы в мире закона и права.
«Я в свое время, когда мы занимались пресловутым „Охта-центром“, изучал лондонскую стратегию охраны панорам, — делится опытом Александр Карпов. — Специалисты говорят, что там все ужасно, Лондон изуродован. По сравнению с Санкт-Петербургом количество сохраненных видов и панорам там действительно ничтожно. Но то, что они сохранили и сделали, установлено в законе совершенно железобетонно. Там каждый вид определяется точкой, из которой можно на него смотреть, учитывается визуальная ось, угол взгляда, буферные зоны с боков и сзади — для всего есть юридические термины и определения. Все описано в виде схем с конкретными координатами, расстояниями, точками, углами и т. д.»
Наряду с выделением четких критериев диссонирующих объектов, по мнению Александра Карпова, необходимо укреплять процедуру работы с ними. Ведь, по сути, градостроительные ошибки — это антипамятники.
«У нас есть список объектов культурного наследия. Хотя законом и даются общие признаки того, что является памятником, включение в этот реестр осуществляется на основании историко-культурной экспертизы. Каждый раз это экспертная работа, обоснование, некий спор о том, признавать или не признавать», — размышляет Александр Карпов. Он предлагает составить реестр антипамятников, по которым также предварительно необходимо проводить экспертизу — градостроительно-архитектурную. Она должна будет выявить диссонирующие архитектурные решения, раскрыть, в чем они заключаются, и показать, какие виды, панорамы и обзоры архитектурных памятников здание закрывает.
Фото: Петра Прайса, Ксении Чепига, www.citywalls.ru
администрация-петербурга, архитектура, высотность, градозащитники, кгиоп, мастерская-мамошина, мнение, никита-явейн, снос, строительство, студия-17, студия-44, эком
Жители Коломяжского проспекта вот уже как два года вынуждены мириться с возведенным у станции метро «Пионерская» синим забором. Еще полтора года назад стройкорпорация «Элис» снесла за ним недостроенный кинотеатр «Русь» для строительства ТРК «Голливуд». Однако до сих пор девелопер не спешит ни возводить объект, ни убирать забор.
Нашумевшая история с граффити-портретом Виктора Цоя на улице Восстания заставила наконец правительство Петербурга задуматься о легализации стрит-арта. Как можно развивать уличное изобразительное искусство в Северной столице, чиновники Смольного решили узнать у петербургских граффитчиков.
Вот уже несколько лет в Петербурге решают судьбу дачи Безобразовых — Жерновки. Сейчас в ней располагается административное здание ОАО «Кермет», парк используется как парковка, пруд затянут тиной. От былой роскоши не осталось и следа.
В обозримом будущем вызывающий массу нареканий общественный транспорт Петербурга станет более удобным, в том числе для маломобильных граждан. Это, конечно, потребует немалых затрат, но Смольный готов привлечь к работе коммерсантов и сэкономить на кондукторах.
Ночную тишину и романтику исторического центра Петербурга сегодня разрывали сирены карет скорой помощи, пожарных машин и лопасти вертолета. Изумленные жители Сенной площади не знали, что МЧС проводит учения, отрабатывая ЧП в метро. Спасатели же, казалось, не торопятся устранять последствия аварии и эвакуировать раненных, даже под пристальным взглядом господина Полтавченко.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
вЪсовщикъ
Лондон «сейчас все любят» вовсе не за его архитектуру...
но перлы, перлы...
------------------------
«В 30-х годах все петербургское общество единогласно..." — где он его тогда нашел ?
ведь в концлагере все «общество» знало, что лучший человeк на Земле — Адольф Гитлер
«заслуженный архитектор России» "предлагает рассмотреть вариант с «Монбланом» —
правильно предлагает: как никак он заслуженный соавтор уродства
Глеб
Такое ощущение, что только в Петербурге есть подобное. Советую посетить Лондон — вот уж где всяких архитектурных приколов до дури. Вот тот же Лондон Ай !Как его хаяли, а сейчас все любят, так как и деньги приносит, и см город рекламирует.