Пока городские власти, инвесторы и градозащитники решают судьбу Конюшенного ведомства, памятник федерального значения разрушается. По оценке экспертов, счет времени, оставшегося памятнику, пошел уже не на десятилетия и даже не на пятилетия, а на месяцы.
По инвестиционному договору в 2010 году ЗАО «Оранж-Девелопмент», входящее в ГК «Плаза Лотос Груп», получило от города право на аренду земельного участка на Конюшенной площади для приспособления здания Конюшенного ведомства под комплекс апартаментов One Konyushennaya Square. Разрешение на строительство было получено в конце прошлого года. Генподрядчиком стало ООО «Содис Строй».
Проект предполагает реставрацию комплекса исторических зданий бывшего Конюшенного ведомства, который является памятником федерального значения. Комплекс занимает квартал между Конюшенной площадью, набережными реки Мойки и канала Грибоедова. Главный его фасад обращен к Мойке.
Накануне инвестор «Плаза Лотос Груп» инициировал встречу с градозащитниками и экспертами, где отрепетировал защиту проекта, предстоящую ему на совете по сохранению культурного наследия 24 февраля. Несмотря на то что проект был отправлен на доработку, спустя несколько месяцев компания все так же предлагает создать в стометровых галереях элитные апартаменты в рамках отеля сегмента 5+.
По заверению «Плаза Лотос Груп», именно такого отеля не хватает Петербургу, так как в данном сегменте действуют всего три гостиницы. «Планы компании предусматривают застройку апартаментами всего пространства бывших конюшен — уникальных галерей, равных которым нет в России. Отказываться от застройки галерей инвестор не хочет. Почти ничего нового мы не узнали, разве что еще раз убедились, что речь идет (как бы представители инвестора не пытались это сгладить) именно об апартаментах, а не о гостинице. То есть о номерах, которые могут быть проданы в собственность и, скорее всего, будут проданы», — отметил депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. Парламентарий готов идти в суд, чтобы оспорить приказ Минкультуры, устанавливающий предметы охраны здания, и историко-культурную экспертизу.
«Никогда не видел более преступного проекта!» — заявил историк архитектуры Андрей Пунин. По его словам, Конюшенное ведомство — это уникальный пример интерьеров императорских конюшен и они должны быть под охраной. Он также считает, что памятник надо охранять в том виде, в котором ему был присвоен защитный статус, то есть «раскрывать» окна и делать дверные проемы — недопустимо.
По словам «Плаза Лотос Груп», компания пошла на значительные уступки в проекте. По факту же, сократилось количество апарт-номеров с 70 до 59 и количество машино-мест на парковке со 140 до 120. В результате этого была уменьшена глубина подземного паркинга с пяти до 3,5 метров и его площадь — примерно на 10% . «Подземный паркинг, предусмотренный проектом, будет примерно на треть заходить под территорию конюшен. Пока непонятно, как это скажется на безопасности здания (учитывая близость реки Мойки). Рашид Мангушев (заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета — прим. авт.) считает, что при соответствующих затратах все будет безопасно. Но закладывает ли инвестор эти затраты?» — задается вопросом Борис Вишневский.
Еще одно изменение — решение применить щадящие технологии при создании апартаментов в бывших конюшнях. Перегородки не будут опираться на стены здания-памятника, и при необходимости их возможно разобрать. «Если городу потребуется, то через 100–150 лет перегородки можно будет снять», — отметила директор по маркетингу компании-инвестора Елена Мургина. Механизм, по которому через столетие будут отбирать собственность у жильцов и превращать обратно в имперские конюшни, инвестор, конечно же, не придумал.
Не спасло проект «Плаза Лотос Груп» от полного разноса экспертов и градозащитников даже намерение воссоздать в качестве рекреационного пространства в здании Конюшенного ведомства квартиру барона Карла Густава Эмиля Маннергейма. Инвестор словно намекает на то, что великие мира сего жили в Конюшенном ведомстве испокон веков. Барон Маннергейм — шведский дворянин, родившийся в Финляндии, ставший русским кавалергардом, участник коронации императора Николая II, в 1897—1904 годах сотрудник Конюшенного ведомства, разведчик, совершивший для генерального штаба русской армии путешествие в Китай, один из создателей финского государства и фельдмаршал, осаждавший Ленинград с севера во время Великой Отечественной войны.
Для приведения Конюшенного ведомства в порядок, по словам инвестора, требуются огромные средства. На данный момент потрачено уже 92 млн рублей. «Вместе с 19,8 млн рублей, уплаченными за предоставление здания для реализации инвестиционного проекта, получается около 112 млн. Думается, что город может найти такие деньги, чтобы компенсировать инвестору потери, если он откажется от проекта. По моим (правда, неофициальным) данным, на приведение здания в нормальное состояние нужно около 200 млн рублей. Чтобы было понятно: примерно сто млн рублей получает в качестве квоты на поправку в бюджет каждый депутат закса, поддерживающий бюджет, представленный Смольным. То есть речь идет о средствах, составляющих поправку, выделяемую двум депутатам. Вполне подъемная для города сумма, не правда ли? Сергей Русаков (гендиректор „Плаза Лотос Груп“ — прим. авт.) назвал цифру, впятеро большую — нужен миллиард рублей. Но никаких расчетов, это обосновывающих, нет», — посчитал Борис Вишневский.
Градозащитница Анна Дудникова выступила с призывом собрать деньги по всей России с граждан на спасение памятника. «У нас много добрых и богатых людей, и, думаю, собрать деньги на поддержание памятника в надлежащем виде мы вполне можем», — отметила она.
Тем не менее градозащитники едины в том, что инвестор в данной ситуации не виноват. «В свое время комитет по инвестициям и стратегическим проектам определил все здание под гостиницу без обсуждения с комитетом по охране памятников. Наверное, руководству города надо было бы назначить расследование — кто принимал такое решение, и, возможно, отдать этого человека под суд», — отметил замдиректора ОАО «НИИ „Спецпроектреставрация“» Михаил Мильчик.
Окончательная судьба Конюшенного ведомства решится 24 февраля на совете по сохранению культурного наследия. И, как точно подметил Борис Вишневский: «Главный бой будет там, пока была только репетиция».
Фото: art1.ru
аварийное-здание, архитектура, гостиница, градозащитники, заксобрание-петербурга, кгиоп, объект-конюшенное-ведомство, памятник, плаза-лотос-груп, реконструкция-зданий, совет-по-сохранению-наследия, спецпроектреставрация
Прошлый год запомнился неожиданным всплеском активности контрольно-счетной палаты, обвинившей в многомиллиардных тратах представителей городских транспортных ведомств. Ответные иски обернулись цепью судебных разбирательств. Решение по иску метрополитена было принято 26 февраля, во взаимных претензиях аудиторов и КРТИ арбитражному суду предстоит разобраться 11 марта.
События, разыгрывавшиеся вокруг дома на улице Мира, 36, можно долго перечислять через запятые, но точка не поставлена до сих пор. Официальный приговор уже вынесен: снос и строительство нового здания. Однако, как стало известно «Карповке», ГАТИ не продлила ордер на ограждение строительной площадки.
Совет по сохранению культурного наследия решил, что о доработке проекта по реконструкции Конюшенного ведомства под апарт-отель не может идти и речи. Инвестору предстоит сделать выбор: либо переделать проект, либо отказаться от него вовсе.
«Карповка» пообщалась с генеральным директором института территориального планирования «Урбаника» Антоном Финогеновым и узнала об альтернативной стратегии развития Санкт-Петербурга, о планах по освоению подземного пространства и о том, как сделать город без пробок.
Вокруг внутренних флигелей клиники душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии им. Кирова на Боткинской улице установили синий забор. Градозащитники опасаются незаконного сноса здания. Опасаются не беспочвенно: только в прошлом месяце был снесен без каких-либо разрешительных документов исторический корпус Обуховской больницы, находящейся в ведении ВМА.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Построенный на месте сгоревших декорационных мастерских, по замыслу Ксавье Фабра, концертный зал Мариинского театра представляет собой органический сплав истории и современности. Зарубежная и русская пресса смело прозвала зал акустической сенсацией и даже самой скрипкой Страдивари.
По прошествии почти 1,5 лет после незаконного выселения из бизнес-центра «Толстой сквер» артисты театра «Лицедеи» наконец вернулись в свои родные стены. Однако за время их отсутствия площадка у метро «Петроградская» стала напоминать Чернобыль. За тем, как актеры и студенты-театралы пытаются вдохнуть жизнь в обшарпанные стены, следила «Карповка».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Ирина Чернышева
Необходимо во что бы то ни стало остановить уничтожение исторических мест Санкт-Петербурга, защитить его памятники, его прошлое, его уникальное лицо от решений равнодушных к городу людей, одержимых коммерческими интересами.
[email protected]
Мне казалось, что закавыченный текст подразумевает точную цитату, а не фантазии корреспондента не владеющего стенографией!
Я призывала собрать деньги на рестоврацию памятниками все миром, как это часто делалось в России, обратиться к соотечественникам и в сране и за рубежом. Но вот такого бреда я не произносила:
«У нас много добрых и богатых людей...»