Остался позади кровавый 1917-й. Советские руководители начинают строить новый, более справедливый мир. В государстве рабочих и крестьян все теперь должно быть по-другому — общество, быт, сам человек. Изменения мышления порождают изменения и в архитектуре, а затем и во всей градостроительной концепции.
1920-е годы. Москва суть большая деревня. Вдоль немощеных узких улиц здесь стоят однотипные деревянные двух-, трехэтажные дома. Столица молодого советского государства представляет собой неприглядное зрелище. Однако коренным изменениям суждено начаться именно здесь. Уже в начале 30-х годов Москва — огромная стройка. Город растет — строятся высотные монументальные дома, расширяются улицы, разбиваются парки и скверы, прокладывается метро. В ход идут самые смелые решения: магистрали расширяют за счет того, что дома снимают с фундамента и перевозят, прокладка метро ведется такими темпами, что строители копают быстрее, чем геологи успевают произвести разведку местности.
Судьба Ленинграда оказалась несколько иной. Перенос столицы вызывает упадок, но вместе с тем становится спасительным благом для города. Ленинградские архитекторы умудряются добиться переноса центра города с Невского проспекта на юг — туда, где в скором времени должно развернуться масштабное строительство Международного проспекта (ныне Московский проспект) — новой главной улицы города. Старый центр решено сохранить в качестве огромного музея под открытым небом. Возможно, именно это решение спасло бывшую столицу Российской империи от утраты ею архитектурной и исторической самобытности, как это произошло в Москве. Ведь кто бы мог сегодня себе представить, что в 30-е годы существовал проект по уничтожению храма Спаса на Крови и других архитектурных сооружений, в наше время по праву считающихся произведениями искусства.
Итак, согласно генеральному плану развития Ленинграда 1935 года город должен был развиваться на юг и юго-восток. Данное решение было обусловлено угрозами наводнений и якобы неблагоприятными условиями местности севернее города, по словам тогдашних городских руководителей. Однако была и другая важная причина, которую старались не афишировать, — граница с потенциально враждебной Финляндией находилась всего в 30–35 километрах от северной окраины города.
Общегородской центр должен был разместиться на пересечении Международного проспекта — Московского шоссе (ныне Московский проспект) и Центральной дуговой магистрали (ныне Ленинский проспект — улица Типанова — проспект Славы — Ивановская улица). Здесь образовывалась огромная площадь, которая стала называться Демонстрационной (ныне Московская площадь). Она должна была теперь стать главной взамен Дворцовой. Здесь планировалось проводить шествия, демонстрации, военные парады, митинги и манифестации.
К западу от нее находилась Круглая площадь (ныне площадь Конституции), от которой колонны демонстрантов должны были двигаться к Демонстрационной площади. Венчать ее должно было грандиозное здание правительственных учреждений города — дом советов. К востоку должна была находиться Театральная площадь, утопавшая в зелени. Вообще вдоль всей южной границы на тот момент планировалось создать значительную зону зеленых насаждений. Данная лесопарковая полоса была призвана обеспечивать функцию легких города. По бокам от нынешней площади Победы планировалось сооружение высотных зданий в духе московских сталинских высоток, которые встречали бы гостей города на въезде.
Как можно видеть, прежняя концепция градостроения была значительно пересмотрена в соответствии с социалистической идеологией. Теперь она представляла собой не точечную, а глобальную комплексную застройку. Национализация земли и отсутствие капиталистических преград позволяли архитекторам не ограничивать себя в доступном пространстве, формировать грандиозные архитектурные ансамбли, не распадавшиеся на разнородные элементы. Дома теперь не ютились вплотную друг другу. Между ними было значительное расстояние, либо они разделялись огромными арками в несколько этажей. Дворовое пространство приблизилось к тому, с которым мы привыкли сталкиваться в повседневной жизни. Теперь это не тесные дворы-колодцы, характерные для дореволюционного строительства, а большие пространства, наполненные зеленью, воздухом и солнцем.
Дома строились с расчетом на то, что одна семья будет занимать одну квартиру. При этом учитывался род деятельности людей, которые бы заняли эту жилплощадь. К примеру, дом для работников Морского ведомства украшен декоративными элементами (рельефами и лепниной) в виде якорей, крюков и т. п. Различные элементы социалистической тематики вообще свойственны советской архитектуре 30–50-х годов. Это образы трудящихся, обильных урожаев, произведенной техники и т. д. При помощи дорогих пород камня и различных видов стекла теперь воспевался простой человек — его труд и достоинство.
Основной массе населения страны на тот момент, таким образом, давалось главное — ощущение собственной значимости и надежда на светлое будущее. Однако темпы строительства не поспевали за массовой урбанизацией страны. В квартирах, рассчитанных прежде на одну-две семьи, в убогом коммунальном быту сосуществовали по несколько десятков человек. Вскоре началась война, и большое количество из запланированного в Ленинграде так никогда и не было построено. А за окном уже маячил пятиэтажный хрущевский Советский Союз. Прекрасный миф о городах-парках с античными колоннами и шпилями, устремленными в небо, царивший в стране на протяжении нескольких десятилетий, был забыт на фоне развернувшегося вскоре массового панельного строительства.
Сегодня тысячи туристов каждый год приезжают полюбоваться красотой Санкт-Петербурга, но им так и не суждено узнать о мечте советского труженика 30-х и о грандиозных планах молодой советской страны.
Первый раз я приезжала в Выборг в 2011 году. Самое главное впечатление, которое отпечаталось в памяти до следующего визита, передается одним словом — разруха.
Частенько мне на почту приходят письма с просьбой подписать ту или иную петицию. Иногда я просматриваю. Иногда я подписываю. Поводов для петиций находится много: от закрытия единственного в селе детского сада до промышленного забоя тюленей.
Полным ходом идет строительство новой автомагистрали — Западного скоростного диаметра. Корреспондент «Карповки» ознакомился с ходом работ на стройплощадках ЗСД.
Уверена, что вам, дорогие читатели, будет любопытно познакомиться с небольшой подборкой изображений, говорящих языком (таких неубранных в нашем случае) улиц.
В годовщину смерти первого мэра Петербурга Анатолия Собчака в Северной столице прошла презентация его последней книги об Иосифе Сталине. Однако, вопреки инфоповоду и заявленной теме, предупреждаю — речь пойдет совсем не об этом. В столь трагично знаковый для петербуржцев день хочется сказать пару слов о городе и о нравах.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Построенный на месте сгоревших декорационных мастерских, по замыслу Ксавье Фабра, концертный зал Мариинского театра представляет собой органический сплав истории и современности. Зарубежная и русская пресса смело прозвала зал акустической сенсацией и даже самой скрипкой Страдивари.
По прошествии почти 1,5 лет после незаконного выселения из бизнес-центра «Толстой сквер» артисты театра «Лицедеи» наконец вернулись в свои родные стены. Однако за время их отсутствия площадка у метро «Петроградская» стала напоминать Чернобыль. За тем, как актеры и студенты-театралы пытаются вдохнуть жизнь в обшарпанные стены, следила «Карповка».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Алмаз
@старик
Смысл в том, что миф — это нечто нереальное, недостижимое, если хотите. Его триумф здесь состоит в том, что миллионы людей по всей стране поверили в него и всеми силами пытались воплотить в жизни.
старик
Мне кажется, заголовок неточный. Правильно: ПРОВАЛ мифа. :)
Вся эта мишура — колонны да портики — декорация на лицевых фасадах, а во дворах ГОЛЫЙ кирпич. а сами сталинские дома Московского района — либо ОБЩАГИ с комнатушками на 4 койкоместа и удобствами в коридоре, либо Коммуналки на несколько семей с дрязгами на кухне и возле унитаза.
Только сливки бюрократического режима жили как в раю — в отдельных квартирах. Социальное неравенство при Сталине стало вопиющим.