Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Египетские мотивы в архитектуре Петербурга.
Египетские мотивы в архитектуре давно стали одной из визитных карточек Петербурга. Интерес к этой теме возник еще в XVIII-XIX веках после неудачной попытки Наполеона захватить Египет. С тех пор Европе открылась красота древнего мира, а в Санкт-Петербурге начали появляться сфинксы, изображения пирамид и египтян на зданиях и в интерьерах. «Карповка» прошлась по египетским местам Петербурга и рассказала об их истории.
В советское время мода на Египет в архитектуре города возникла вновь, после того как обнаружили гробницу Тутанхамона в 1922 году, а также в 1989 году после открытия стеклянной пирамиды у стен парижского Лувра.
Эти сфинксы старше Петербурга в десять раз: 3,5 тысячи лет назад они украшали вход египетского храма для фараона Аменхотепа III. Головы фигур — его портретное изображение, но без бород, которые отбили еще в древности, при погрузке на корабль. В 1830 году выставленные на продажу скульптуры заинтересовали члена Коллегии иностранных дел России во время паломничества по Египту.
Из-за бюрократической волокиты Петербург чуть не потерял сфинксов: их приобрели французы, но в дело вмешалась Французская революция, благодаря которой дорогую покупку перепродали России. Через два года сфинксы прибыли в Петербург, а в 1834 году заняли место на набережной.
Четырех чугунных сфинксов у ныне Египетского моста, а изначально Большого цепного, установили в 1826 году. Правда, назвать их египетскими в полном смысле слова трудно: обычно сфинксы изображались с мужскими, а не женскими лицами. Гибкое тело, мягкие черты лица и золоченый убор на голове скорее напоминает греческие произведения искусства.
В середине XX века мост практически полностью перестроили: в 1905 году он рухнул в Фонтанку после прохождения здесь эскадрона гвардейской кавалерии и проезжающих им навстречу 11 саней с возницами. Тогда ни люди, ни сфинксы не пострадали, но вот мост долгое время ждал ремонта, а история с его падением вошла в учебники физики.
Изначально мастера отлили две пробные фигуры, которые забраковали из-за плохого качества. «Бракованных» сфинксов приобрел купец Галактионов и украсил ими дом на Верейской улице, а после переезда — на Можайской улице. В 70-х годах прошлого века скульптуры установили на лестничном спуске к Малой Невке у Каменноостровского моста. В 2005 году их увезли на реставрацию и временно поставили у здания на Индустриальном проспекте, и только спустя пять лет они снова вернулись на Каменный остров.
Эти сфинксы считаются первыми, появившимися в Петербурге. Их изготовил российский скульптор в конце XVIII века, а в 1796 году скульптуры установили на пристани загородной усадьбы Строганова у Большой Невки. В начале XX века сфинксов перенесли к бывшему главному входу Строгановского дворца. Почти одновременно с этими сфинксами появились еще четыре фигуры у дачи Безбородко на Свердловской набережной, их, предположительно, сделал тот же мастер. Потерявшие свой облик, они были восстановлены около 60 лет назад.
Самые молодые сфинксы появились в Петербурге в 1995 году как памятники жертвам политтеррора. Они стали переосмыслением сфинксов на Университетской набережной, символом жизни и смерти. Их установили напротив «Крестов», знаменитой тюрьмы того времени. На пьедесталах цитаты из произведений Высоцкого, Солженицына, Мандельштама и других авторов, писавших о тяжелых событиях в истории страны. В наше время ходит легенда, что сфинксы помогают несправедливо осужденным вернуться домой.
Доходный дом Нежинской, известный сейчас как Египетский, построили в 1913 году. Его фасад напоминает главный вход в храм богини любви и красоты Хатхор в Египте. Пилястры на входе в виде фараонов, которых можно назвать лучшей имитацией египетских скульптур в Петербурге. Лица богинь на колоннах отличаются от оригиналов, но напоминают портреты финикийского искусства.
Во втором десятилетии XX века в здании находились посольства Бельгии и Румынии, а после — редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас здесь мини-отель, салон красоты и магазины. Фасад дома сильно не изменился, а вот в цокольном этаже сделали окна.
Фото: Денис Ефременко / «Карповка»
С объектов удалили радиоактивный светосостав, использовавшийся для наводки орудий.
Здание приобрела Полина Зарецкая, создатель одноименного ателье.
Завершился очередной этап работ по строительству подъездных дорог к самому высокому зданию Европы.
Проверку с начала года прошли более 40 тыс. человек.
В результате ЧП обгорела кровля.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: [email protected]
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!