9 ноября 2016 , среда 11:08
RSS
Город
16:25, 01.06.2016

Как еврейская молодежь Петербурга возрождает интерес к своей культуре 

И почему одни стесняются называть себя евреем, а другие считают это модным.

Если верить переписи населения 2010 года, в Петербурге проживает 24 тысячи евреев, это всего полпроцента от общего числа населения. Есть предположения, что представителей этой нации гораздо больше, просто не все знают о своих корнях или по разным причинам не хотят об этом говорить. «Карповка» пообщалась с еврейской молодежью Петербурга и узнала, почему детям приходится рассказывать своим родителям о традициях народа, с какими стереотипами евреям приходится сталкиваться и почему некоторые стесняются своей национальности.

В кругу стереотипов

В последнее время все реже, но в повседневной жизни евреи по-прежнему сталкиваются с распространенными стереотипами о себе. Например, некоторые считают, что все евреи хитрые, жадные и богатые, а еще носят на шее мешочек с золотом. Есть устоявшееся мнение, что еврейство определяется по материнской линии, а внешне еврея легко узнать: у него черные кудрявые волосы и длинный нос, да и имя характерное — Яков, Авраам, Моисей, Сара.

— Все евреи разные, как и русские, нельзя сказать, что нам всем присущи эти качества, — утверждает программный директор еврейской студенческой организации «Гилель» Анастасия Ширяева. — Среди евреев есть богатые, многие со средним достатком, есть и те, кто нуждается в помощи. Сама я золотой мешочек не ношу, да и у остальных не замечала. Что касается внешности, то у многих действительно черные кудри, но есть и блондины, и рыжие.

Как признается журналист и путешественница Евгения Геллер, она часто сталкивалась с «особым отношением», например, в университете ее назначили на сбор денег вместе с евреем-одногруппником, часто подшучивали по поводу национальности. «Девчонки любопытствовали: у вас все парни кастрированные, не понимая разницы между кастрацией и обрезанием. Однажды я встретилась с открытой ненавистью и оскорблениями, человек мне пытался доказать, что холокоста не было».

По словам PR-специалиста Александры Барышник, ее знакомого оскорбляли в школе из-за национальной принадлежности, однажды когда он установил в соцсетях аватарку с флагом Израиля, многие стали удалять его из друзей и писать грозные сообщения. Она добавляет, что все же сейчас может спокойно говорить, что она еврейка и открыто носить звезду Давида. Об отсутствии диксриминации говорит и директор Центра социально-правовой защиты населения и почетный донор России Станислав Давыдов: «может, это из-за того, что я никогда не выпячивал еврейские корни, а, может, потому, что кручусь в интеллектуальном обществе».

— Среди старшего поколения до сих пор остался страх с советских времен, когда были гонения на евреев, — размышляет Зина. — Например, моя бабушка, когда увидела у меня на шее звезду Давида, попросила спрятать подвеску под одежду или вовсе снять. По ее понятиям, говорить, что ты еврей, до сих пор нежелательно. Некоторые боятся шуток и стереотипов, поэтому не признаются в своей национальности, дискриминация редко, но встречается. К счастью, сейчас все меньше людей скрывают свое происхождение.

Под грузом прошлого

Еврейская община появилась в Петербурге в конце XVIII века, в 1802 году на территории Волковского кладбища заложили еврейское и завели общинную книгу, «пинкас». В царской России евреи считались угнетаемым меньшинством, а дискриминация и политика антисемитизма привели к тому, что большая часть евреев поддержала Февральскую революцию. В это же время произошел наплыв нации в Петербург: к 20-м годам их было уже около ста тысяч человек, к 40-м — почти вдвое больше. Плохое отношение к евреям по-прежнему бытовало среди обычного населения.

Во время ВОВ можно было наблюдать еврейские погромы, выдачу евреев на оккупированных территориях и помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных. Перестройка и распад СССР стали временем восстановления культурной, религиозной и национальной жизни евреев. Сейчас в Петербурге насчитывается более 30 различных еврейских организаций, в части из них образовательные и развлекательные программы проводят на средства спонсоров.

— В современной России в той или иной степени травят гастарбайтеров, мусульман, геев, темнокожих студентов-обменников, — сетует Евгения Геллер. — Пока будет за кем приходить, перефразируя слова противника нацизма во времена Третьего рейха Мартина Нимеллера, будут приходить. Травля евреев может вернуться, особенно если благодаря санкциям и социальной изоляции снова упадет подобие железного занавеса, и люди начнут видеть в богатых евреях агентов запада и предателей.

Ее слова отчасти поддерживает Александра Барышник: «При сегодняшнем президенте евреям живется хорошо, но если придет к власти кто-то другой, то все может измениться, потому что антисемитизм был, есть и, к сожалению, будет». Категорически не соглашается с этим Станислав Давыдов: «У нас стало не только многонациональное общество, но и власть, где полно людей самых разных национальностей. Это хорошо, ведь ассортимент должен быть не только во мнениях, но и в нациях».

О репатриации в Израиль

В последние несколько лет молодежь активно интересуется изучением своих корней, отмечает программный директор «Гилеля» Анастасия Ширяева, ребята изучают традиции, соблюдают часть из них. «Одни посещают только крупные мероприятия, другие бывают у нас почти каждый день. Благодаря международному проекту „Таглит“ ребята могут бесплатно посетить Израиль, после чего некоторые задумываются о переезде. Программа существует самостоятельно, стартовав в Америке, и за 16 лет сильно разрослась. Теперь ее спонсируют Израильское государство и евреи со всего мира, в том числе из России».

В ближайшее время девушка и сама переезжает по специальной программе из Петербурга в Тель-Авив, который называет городом экспериментов, молодежи, спорта и творчества. Она получит жилье, стипендию, экскурсии, месяц интенсивного изучения иврита и помощь в поиске места для стажировки. Для проекта, как, впрочем, и для израильского гражданства, нужно документальное подтверждение еврейских корней.

С 1948 года, когда официально появилось государство Израиль, миллионы людей приняли участие в программе репатриации: власти заинтересованы в возвращении евреев на историческую родину, независимо от возраста, поэтому поддерживают граждан с помощью специальных программ и льгот, помогают в обучении, адаптации и трудоустройстве.

— Евреи — штучный народ, поэтому страна, где их много, да еще с сильнейшим креном в арабскую культуру, мне не нравится, — делится мнением журналист Евгения Геллер. — Я была в Израиле по проекту «Таглит», но ни один крупный город мне не приглянулся. Кроме того, там слишком много русских «с претензией»: иврит не знаю, на традиции плевать, просто море под боком, солнышко, и за границей живу.

По мнению Анастасии Ширяевой, менталитет России и Израиля отличается, в последнем люди более открытые: если кому-то плохо на улице, то все кинутся помогать, если у тебя какой-то вопрос есть, то тоже помогут решить, взаимовыручка очень развита, говорит собеседник. Она также отмечает, что в Израиле люди улыбаются чаще, чем в Петербурге, возможно, из-за климата. Объединяет Петербург и Тель-Авив то, что государства достаточно прогрессивные, и люди стремятся чего-то достичь, изучить, узнать, полагает PR-менеджер «Гилеля» Зина Вейцман.

Возрождение интереса

Как утверждает Анастасия Ширяева, благодаря историческим событиям, когда евреи пытались потерять самоидентичность, сложилась уникальная ситуация. «Получается, что не родители нам рассказывают о еврейских обычаях, а мы им. Например, предлагаем устроить дома Шаббат, сходить на какой-то традиционный праздник, посетить Израиль. Какие-то обычаи соблюдались в семье автоматически, без знания смысла и истоков, теперь же это делается осознанно. Сейчас много информации в открытом доступе, есть бесплатные курсы для изучения иврита».

Ее слова дополняет Евгения Геллер: «Я хожу на Шаббаты, езжу на еврейские мероприятия, а мои родители только бровь поднимают. Старшее поколение совсем не в теме, ввиду уникальной ситуации. Мы не забываем о своих корнях, мы напоминаем о них своим родителям». С девушками не соглашается почетный донор Станислав Давыдов, который говорит, что люди вообще ничего не знают о своих семьях и не хотят искать предков дальше бабушек и дедушек. «Лень или болезнь мегаполисов убивают в людях желание познавать семейные корни».

Евреем сегодня быть модно, это как один из способов выделиться в хорошем смысле, полагает Зина Вейцман. Народ объединяется, потому что так гораздо легче помнить историю, традиции и важные даты, а, по ее мнению, быть евреем это как раз и значит быть с евреями, но при этом не отстраняться от других. Александра Барышник добавляет, что моду на еврейство поддерживают рассказы о праздниках и мероприятиях евреев, которые делают их менее «страшными» для остальных.

Карина Ивченко

Фото: vk.com/spbhillel



См. также:
Татары в Петербурге: как сохранять традиции в мегаполисе




Ссылки по теме:
karpovka.com: 09.11.2016

Особое внимание волонтеры уделят детсадам, школам и медицинским учреждениям.

karpovka.com: 09.11.2016

Подрядчика обяжут увеличить пропускную способность трассы.

karpovka.com: 09.11.2016

Сейчас средний оклад госслужащего — 86 747 рублей.

karpovka.com: 09.11.2016

Губернатор обсудил с президентом и министром транспорта итоги строительства магистрали.

karpovka.com: 09.11.2016

Активисты уверены, что власти не справляются.

Интересное
painting-911804_640
Тему первой выставки организаторы держат в тайне.
IMG_5273rs
«Зенит-Арена» в фотографиях и фактах.
IMG_4932rs
«Карповка» вспомнила историю Кондратьевского жилмассива и посмотрела, в каком состоянии находятся ...
traffic-332857_1920
Подборка спорных транспортных средств, которые могут появиться в городе к 2018 году.
IMG_4126
Интересности о десяти воздушных символах Петербурга.
Фотопроекты
IMG_5902
22.09.2016

Страшные истории арендаторов, приехавших в город на ПМЖ.

«Карповка» узнала, как чувствует себя тот, кто переехал из коммуналки в отдельную квартиру.

«Карповке» рассказали, как люди свободных профессий устроили коммуну в коммуналке и что из этого вышло.

IMGP8348
02.11.2016

Фотопрогулка по самому элитному району Петербурга.

Самый противоречивый район Петербурга в 20 фотографиях.

Промзона против мостов и канала.

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Объявлена дата премьеры драмы «Рай» Кончаловского
Участница погрома скульптур в «Манеже» сообщила о закрытии своего уголовного дела
Большую выставку полотен Джованни Больдини откроют в Эрмитаже
В Петербурге бесплатно покажут все фильмы о Гарри Поттере
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Давка из-за эскалатора возникла на станции метро "Балтийская"
Бэйл стал футболистом года в Уэльсе в шестой раз за последние семь лет
21-летняя петербурженка упала с 26-го этажа в Рыбацком
Петербуржец выстрелил себе в грудь из арбалета
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Instagram

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2016. 18+
Тел: +7 (812) 320-93-08
E-mail: [email protected]
Читайте лучшие - новости Санкт-Петербурга, новости строительства и архитектуры, а также транспорта на нашем сайте.
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно. «Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320

Наверх