Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Меняется ли отношение чиновников к стрит-арту и уместно ли его размещать в историческом центре.
В конце июня маляры закрасили граффити с падающим рублем на улице Боровая, которое появилось в феврале 2016 года. Как отметили художники группы «Явь», удивительно вообще то, что несогласованный рисунок продержался целых полгода. «Карповка» пообщалась с разными художниками и узнала, насколько сложно официально украсить стену в Петербурге своим творчеством, почему не все места подходят для стрит-арта и чего не хватает ребятам для творчества.
Почти все опрошенные нами художники признали, что согласовать граффити в Петербурге очень не просто: на это уходит много времени и сил, что часто вынуждает рисовать под покровом ночи. По словам пресс-секретаря движения «Явь» Любови Шнайдер, свои работы они традиционно не согласовывают и работают так, чтобы их никто не видел. Такие работы зачастую живут недолго, но бывают исключения, как с падающим рублем, который продержался почти полгода.
— Если дома находятся не в проходных местах, то обычно рисунки здесь живут дольше, в приметных же почти сразу закрашивают, — уточнила Любовь Шнайдер. — Например, Жириновского на Садовой закрасили на следующее утро. Мы хотим достучаться до властей, чтобы разрешили рисовать там, где можно. Пока у нас в городе не принято согласовывать граффити, мы работаем над этим. Нам самим не нравится прятаться и рисовать по ночам.
Художники не всегда понимают, кто именно должен выдавать разрешение на работу, они отмечают, что нет одного ответственного и четкой процедуры, поэтому некоторые предпочитают «атаковать со всех направлений».
— Мы были первыми, кто согласовывал работу на брандмауэре, — вспоминает автор проекта «Победа» на Обводном канале, активист прокремлевского проекта «Сеть» Александр Хазбиев. — Пришлось пройти много чиновников: КГА, местную администрацию, управляющую компанию, пообщаться с жителями. Ушло на это примерно полторы недели, но мы ежедневно лично встречались с чиновниками, представляли эскизы. Главное, это доказать, что проект некоммерческий, не рекламный. Сейчас с этой процедурой стало сложнее, почти никому не дают разрешения. Я считаю, что процедуру нужно упростить.
По словам художника проекта Montana Jam Тараса Голуба, граффити — это изначально нелегальное творчество, а если работа согласовывается, то это уже не граффити. Согласование же зависит от содержания работы, некоторые рисунки заявлять бесполезно — не пропустят — но, в целом, администрации районов идут на контакт.
О сговорчивости районных администраций говорит и участник творческого объединения «Дари добро» Роман Бурданов: «Согласование чаще делаем через администрации районов, на это может уйти примерно 2–3 недели. Обычно показываем готовые эскизы, стараемся договориться, чтобы не вносить исправления, часто к нам прислушиваются. Но, если честно, в каждом художнике есть чувство протеста, он всегда старается что-то сделать нелегально для остроты ощущений, устроить сюрприз. А если работу согласовывать, то этим мало кого удивишь».
В КГА отметили, что размещение элементов благоустройства на фасадах и на территории подлежит согласованию с ведомством. Чиновники подчеркнули, что приветствуют предложения, «соответствующие законодательству и учитывающие стилевые характеристики городской среды». В градсовете при правительстве Петербурга даже есть специальная секция монументально-декоративного искусства, которая оценивает эскизы, исполнение работы и выбранное место.
В ведомстве уточнили, что отказать художникам могут в тех случаях, когда работа нарушает архитектурный облик города и эстетику территории. Подчеркивается, что для сокращения нарушений в этой области необходимо разъяснять художникам законодательство. Однако чиновники не указали, кто должен этим заниматься.
Закон Петербурга № 273-70 от 31 мая 2010 года предусматривает административную ответственность за незаконное нанесение граффити. Нарушителям грозит предупреждение или штраф в 1–5 тысяч рублей для граждан, 3–10 тысяч — для должностных лиц, 20–100 тысяч рублей — для юрлиц.
Тарас Голуб отметил, что мнение властей постепенно меняется: одно время это искусство вовсе запрещали на культурных городских мероприятиях, а несколько лет назад, наоборот, пытались легализовать. В подтверждение этой мысли можно вспомнить случаи с Георгием Полтавченко, который в 2014 году запретил закрашивать граффити-портрет Виктора Цоя во дворе на Восстания, а в 2016 — попросил оставить портрет Даниила Хармса на фасаде дома на Маяковского.
— Не думаю, что чиновники стали понимать это искусство, некоторые используют это для своей выгоды, — возражает Роман Бурданов. — У метро «Удельная» в 2014 году открыли стенку, где можно было свободно рисовать, туда приезжали художники России и мира, но через год местные власти поменялись, и все исчезло. Мне кажется, если в городе появилось хотя бы 2–3 легальных места для творчества, то стало бы меньше вандализма.
Осенью 2014 года КГА составил список из более ста адресов, где можно размещать граффити, сюда вошли гаражи, техсооружения, ограждения и котельные. Основная часть из них находится в районах современной застройки, но пара объектов есть в центре Петербурга. Творить на этих постройках свободно нельзя, работы придется согласовать с местной администрацией или собственниками зданий, на оформление брандмауэров и ограждений нужно разрешение КГА. В ведомстве уточнили, что к ним за все время не поступило ни одного обращения.
Найти этот перечень в открытом доступе на сайте КГА «Карповке» не удалось, но по запросу нам его выслали (ссылку на список можно найти в конце текста). Как выяснилось, не все художники знают о существовании этого списка, другие считают, что проект не интересен художникам, так как в перечень вошли не видовые места, часто расположенные далеко от жилых домов или мест скопления людей или же возле помоек.
— Этот список является, скорее, пиаром, проектом для галочки, хотя некоторые авторы все же смогли проявить себя, — делится мнением Тарас Голуб. — Работы все равно приходится согласовывать, правда, у полиции меньше вопросов. Если бы власти действительно хотели продвигать это творчество, то сделали бы систему более открытой и прозрачной.
Как показал недавний опрос, около 80% петербуржцев поддерживают качественные граффити в городе, называя это искусством, которое украшает Петербург. Роман Бурданов из «Дари добро» добавляет, что настороженно к граффити относятся только пожилые люди, которым такие рисунки кажутся непривычными. Художник вспомнил свою работу в поселке Шушары: несогласованные рисунки на фасадах домов хотели закрасить, но местные жители устроили митинг против этого и помогли узаконить работы.
— Мне бы хотелось видеть глубокий смысл в рисунках, они должны возрождать культурные ценности, я всегда и себе об этом напоминаю, — говорит Роман Бурданов. — Считаю, что в центре города можно рисовать, но работа должна быть уместной, сочетаться с окружающей средой и быть связанной с историей. В спальных же районах допускается более широкий полет фантазии.
Любовь Шнайдер из «Яви» утверждает, что люди часто одобрительно отзываются об их проектах. Работы художники стараются размещать в посещаемых местах и делать какое-либо послание публике. «Любой художник, на мой взгляд, вносит смысл в свое творение, просто это не всегда видно, но встречается и простой вандализм, который не имеет отношения к стрит-арту. Не везде в центре Петербурга стоит размещать граффити, чтобы не нарушить архитектурный облик, но во дворах, переулках, на хозпомещениях почему бы нет? Петербург — город художников и разнообразной культуры. Мне нравится в этом отношении город Порту в Португалии, где, как и в Петербурге, много исторических зданий, но при этом в местах скопления туристов большое количество граффити, в том числе политических».
Тарас Голуб полагает, что общество стало в последнее время лучше разбираться в культуре: научились отличать стрит-арт от вандализма, все больше людей посещает специализированные выставки и фестивали, а художников начали приглашать работать над масштабными проектами или в арт-пространства.
— Это большая культура, которая оказывает влияние на людей, серьезная работа профессионалов, требующая тщательной подготовки, — отзывается о стрит-арте Александр Хазбиев. — Это также способ показать свое мастерство и донести какой-то смысл до людей или возможность преобразовать территорию. Конечно, на тех зданиях, которые и так несут культурную ценность, граффити не нужно размещать, но людям приятно, когда рисунки украшают брандмауэры и будки.
Фото: «Карповка»
Легковушка задавила водителя «Газели».
Часть магазинов уступят конкурентам.
Затем в город вернется похолодание.
Ограничения начнут действовать с 20 мая.
Так свой проект назвал уличный художник.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Отправляйтесь на прогулку на ближайших выходных.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: [email protected]
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!