Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
«Карповка» разобралась, что ждет Большой Гостиный двор (БГД) в обозримом будущем.
В ноябре на заседании совета по сохранению культурного наследия его члены единогласно приняли проект по реставрации изнанки исторического здания. «Карповка» выяснила, почему специалисты посчитали «оживление» внутреннего двора «дырой, которую давно нужно заполнить», почему эту «дыру» не смогли преобразить раньше, как она выглядит сейчас и кому будет интересно проводить время в кулуарах БГД.
Тысячи горожан и туристов ежедневно приходят в старейшие торговые ряды, присматривают себе обновки в лабиринте магазинов на первом этаже и фотографируются на балконах второго, поедают пышки в исторической кулинарии, прогуливаются мимо бесконечного здания по Невскому проспекту. При этом посетителям крупнейшего городского здания не приходит в голову, что они видят лишь вершину айсберга. Его центр и ядро, полуразрушенный и неэстетичный внутренний двор, скрыт за красивым фасадом и не доступен для обывателей. Но это только пока – по заверениям архитекторов, совсем скоро «тайные комнаты» не только станут явными, но и превратятся в общественное пространство, а само здание БГД преобразится.
Французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот, которому принадлежат проекты Малого Эрмитажа и Дворца Юсуповых, создал в 1761–1785 годах БГД в стиле раннего классицизма. Также француз наделил здание несвойственными торговым рядам большими размерами и необычной планировкой. Постепенно площадь строения увеличивали, добавили второй этаж. Здание БГД изначально строилось для торговли, всего существовало четыре линии магазинов, раньше они назывались по назначению рядов, а теперь — по улицам: Невская, Садовая, Перинная и Ломоносовская. Ряды магазинов протяженностью более километра состояли из внутреннего и внешнего кольца. Сначала построили внешнюю часть БГД, внутренняя появилась к началу ХIX века и заполнилась кладовыми.
Торговцы решали, в каком кольце выставлять продукцию, исходя из типа торговли – оптовики отправлялись во внутреннее, а розничные продавцы — во внешнее. На верхних этажах БГД помещался общий склад.
Архитекторы собирались дополнить внутренний двор зданий прудом и зеленью, но этот замысел не осуществился. Вместо этого в 1850-х годах начинается перестройка лавок и кладовых внутреннего двора, в них постепенно добавляются этажи и меняется стиль. В таком виде здание универмага просуществовало до военных времен — во время второй мировой Гостиный двор частично разбомбили, десять кладовых внутреннего двора уничтожили. В 1945–1948 годах БГД отреставрировали.
По традиции, затронувшей многие городские здания во времена советской власти, в 1955 году БГД решили кардинально перестроить. Архитекторы и инженеры «Ленпроекта» сделали четыре перехода, связавшие внутреннее и внешнее кольца. 178 изолированных друг от друга магазинов превратились в единый универмаг, из-за своих размеров и расположения признанный главным торговым домом Ленинграда. Разрозненные торговые лавочки во внешнем кольце преобразовали в сквозную анфиладу торговых залов, а из внутреннего двора всех продавцов выгнали и закрыли его для посетителей. Изнанка БГД стала постепенно превращаться в сборище утилитарных построек.
Но на этом череда перестроек внутреннего двора не закончилась — в 1967 году здание универмага ждала стройка станции метро «Гостиный двор». В памятник архитектуры встроили наземный вестибюль. Чтобы пассажиры смогли попасть из него сразу в торговые залы на Невской и Садовой линиях, часть внутреннего кольца на углу улиц снесли, а находившиеся там кладовые уничтожили. В последующие 40 лет строения во дворе БГД практически не использовались и пришли в аварийное состояние. По мнению архитекторов, несмотря на разрозненность стилей кладовых и их высот (у некоторых построек есть третий и даже четвертый этаж), внутренний двор сохранил композиционную целостность.
В декабре 2014 года совет по сохранению культурного наследия одобрил архитектурную концепцию реставрации внутреннего кольца Гостиного двора. Почти два года шла работа над проектом, и в ноябре 2016 года архитекторы из проектного бюро «Студия 44» во главе с Никитой Явейном представили его совету и широкой публике. Члены совета единогласно приняли проект, что в вопросах реставрации архитектурных доминант центра города редкость — вспомнить хотя бы обсуждение перестройки внутреннего двора Михайловского дворца.
Специалисты хотят двигаться сразу в нескольких направлениях — с одной стороны вернуть зданию исторический облик, с другой — превратить БГД в общественный центр.
Эксперты собираются убрать все поздние пристройки (например, переходы между корпусами на втором этаже) и вернуть зданию историческую структуру — секции без сквозного обхода. Разрушенные исторические проходы между внешним и внутренним кольцом воссоздадут, оставшиеся с ХIX века своды и лестницы отреставрируют. Фасады здания также приведут в порядок с восстановлением потерянных элементов.
Внутренний двор у Перинной линии превратится в общественное пространство с садом. В центральном зале будут проходить модные показы, театральные представления, банкеты. Основной упор сделают на развлечения — обещают концертный зал, по два ресторана и бара, кофейни, театральный буфет и детское кафе. На втором этаже расположатся конференц-зал, мини-гостиница, бистро, выставочный зал, косметологический и медицинский центры. Верхние этажи займут офисы, в подвале будут складские помещения.
С внешней частью БГД ничего не случится, все магазины останутся на своих местах, закрывать универмаг на время работ не будут. Сначала рабочие преобразят внутреннее кольцо, затем там благоустроят прилегающую скрытую улицу и разобьют сад. Затем возьмутся за внешнее кольцо, которому возвратят его исконную структуру в виде системы отдельных магазинов-лавок. Попасть в них можно будет как с внутренней улицы, так и снаружи.
По мнению специалистов, проект может стать прецедентом для других подобных зданий. Члены совета по сохранению культурного наследия припомнили Никольские ряды, которые снесли при поддержке Минкульта, и предложили примерить подобную концепцию на Апраксин двор.
Никита Явейн создал первый проект реконструкции внутренностей БГД еще 11 лет назад, в 2005 году. В нем уже прописаны идеи возвращения БГД структуры единого торгового пространства, а внутреннему двору — его исторической, торговой функции. Однако, как сообщили «Карповке» в пресс-службе «Студии 44», изменения в новом проекте значительные — в современной концепции отказались от планируемого в 2005 году перекрытия дворов и улиц стеклянными кровлями. Так архитекторы сократили бюджет строительства.
На сайте архитектурного бюро «Студия 44» опубликован проект 2015 года, который, по словам архитекторов, и был принят на совете. Однако в нем фигурирует подземный паркинг в четыре этажа с лифтами, поднимающими посетителей во внутренний двор. Перед советом автор проекта предложил устроить в пространстве под землей технические и складские помещения.
Онлайн-версия проекта также предполагает «мероприятие реконструктивного характера» — переустройство лестнично-лифтовых групп в зданиях внешнего кольца. Согласно проекту 2015 года, доступ в торговые помещения второго этажа обеспечат исторические лестницы и новые панорамные лифты на внутренней улице.
В пресс-службе архитектурного бюро на вопрос об отсутствии парковок и других подземных сооружений в концепции 2016 года «Карповке» заявили, что вопрос об их необходимости решат управляющие БГД и совет по сохранению культурного наследия.
Одно из мероприятий, задуманное архитекторами, уже реализовалось. В 2015 году в зданиях во внутреннем кольце у Невской линии открылась международная академия музыки Елены Образцовой. Это событие положило начало «оживлению» внутреннего кольца Гостиного двора, но основные работы все же планируется проводить со стороны Перинной линии.
Если основные положения проекта не особенно изменились за 11 лет, возникает вопрос, что же могло тормозить все это время его реализацию. Первая причина — изменение градостроительных норм, из-за которых архитекторам и строителям теперь приходится проявлять максимальную деликатность к историческим зданиям. А вот вторую причину стоит искать в череде скандалов и споров, связанных с тысячами собственников здания.
В 1994 году во время приватизации БГД сотрудники, получившие акции универмага, продавали их за небольшие деньги. Так, благодаря душевной доброте и жажде сиюминутной выгоды сотрудников магазина, финансовая пирамида «Хопер-инвест» получила 28% акций Гостиного двора. Но счастье злоумышленников длилось недолго, и вскоре следствие арестовало акции «Хопер-инвеста».
В 2000-м у Гостиного двора появился арендатор на 49 лет — ОАО «Большой Гостиный двор», компания, торгующая в универмаге швейными изделиями, обувью, галантереей. Государство продало предприятию 17% акций. Компании, акционером которой считается хозяин банка «Викинг» Алексей Устаев, в аренду сдается лишь 7000 квадратных метров из 78000. Все остальные пространства не используются, в их числе как раз территория внутреннего двора. От реконструкции БГД многих инвесторов отпугивает наличие арендатора с долгосрочным договором на 49 лет.
Сейчас акционерами ОАО «Большой Гостиный двор» являются около 30 юридических лиц и 6800 физических. Очевидно, что у такого количества причастных к зданию БГД собственников не сходятся интересы. В 2013 году в состав акционеров исторического здания вошла компания Fort Group, получившая 10% акций. Еще не успев получить свою долю, акционеры стали бороться за свои права и обратились в суд с жалобой на то, что многие помещения по заниженной ставке арендуют родственники руководителей универмага. Помимо борьбы с семейными связями внутри БГД, представители предприятия решили посоревноваться с Никитой Явейном и в ответ на его концепцию 2005 года создали свою, альтернативную. Разработчики хотели расширить торговые площади универмага в пять раз, что привело бы к увеличению торгового оборота в 20 раз.
Своего голоса в совете директоров БГД Fort Group не имела. Это привело к тому, что в начале 2014 года акционеры Гостиного двора раскритиковали проект Fort Group. По заказу гендиректора БГД Елены Коршуновой «Студия 44» освежила свой проект 2005 года, и в конце 2014 года его поддержали власти. По мнению участников рынка, на согласие властей повлияло сотрудничество архитекторов с Еленой Образцовой, владельцем будущей театральной студии.
По мнению архитектурного критика и искусствоведа Марии Элькиной, предстоящая реконструкция Гостиного двора в нынешней экономической ситуации — рискованный шаг. «Мы не представляем себе, как будут развиваться события, но уже сейчас видно, что ритейл не чувствует себя слишком хорошо. Реконструкцию в теории затеяли масштабную и интересную — с созданием внутренней улицы, зеленой зоны внутри и разделением нынешних линий на отдельные магазины», — поделилась с «Карповкой» эксперт. Последний пункт кажется Элькиной сомнительным, потому что непросто правильно организовать два торговых этажа. Идея с открытием внутренних пространств, наоборот, показалась Марии отличной, если ее додумать, например, предусмотреть там веранды кафе с обогревом для весны и осени.
«Но самое главное — все это пока только долгосрочные затеи, практически мечты. Сейчас владельцы взялись за реконструкцию внутренних корпусов, то есть за то, что может принести быстрые деньги. Понятно, что рисковать не хочется, но эффект от экономии может получиться обратный», — заявляет специалист. Элькина уверена, что если во внутренних пространствах появятся только торговые площади, то они не заинтересуют людей, а инвесторам придется конкурировать с Невским проспектом. «Жадный вполне может стать бедным в данном случае», — подытоживает Мария.
Вопросы о финансировании вице-губернатор Игорь Албин предложил отложить до следующей встречи. Прошло 11 лет, а власти до сих пор не могут сказать, когда, кто и за сколько превратит разрушенные склады в развлекательный центр города.
Фото: «Карповка», studio44.ru
Их мощность может достигнуть 50 МВт.
Так он снизит стоимость проекта на 1,1 млрд рублей.
Специалисты разработают комплексную схему ДД.
Он позволит любоваться каждым ярусом памятника.
Договор аренды со Смольным закончился еще в 2012 году.
Фотопрогулка по одному из самых противоречивых мест центра Петербурга.
Фоторепортаж из дома 1904 года постройки без капремонта с коммуналками на 26 комнат.
Как живут люди в доме-дворце на Каменноостровском проспекте, 44.
Прогулка «Карповки» по шести завораживающим и пугающим садам в центре города.
Фотопрогулка по одной из центральных улиц Петроградской стороны.
Фотопрогулка по улице, известной своими барами и кафе.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!