Церковь Святителя Мирона, встроенная в жилой комплекс «Зенит», за что была прозвала храмом «шаговой доступности», не может открыться почти год. Возводить ее начали, не заручившись поддержкой РПЦ. В свою очередь критики уверены: это здание по своей архитектуре — самая абсурдная церковь в Петербурге.
Возведением церковно-жилого комплекса «Зенит» на проспекте Королева, 7, занималось ООО «Строительная компания „С.Э.Р.“», входящее в группу «С.Э.Р.». В мае прошлого года, сообщил тогда «Карповке» гендиректор СК «С.Э.Р.» Павел Белоусов, был освящен крест на храме, открытие намечалось на июнь — одновременно со сдачей дома.
Однако сделать это не удалось до сих пор. Выяснилось, что «С.Э.Р.» не заручался поддержкой РПЦ до начала строительства, не согласовывал проект с епархией, а поставили ее перед фактом. Без привлечения священнослужителей дали и название — в честь святителя Мирона, епископа Критского. Только после достройки сложный вопрос о вхождении такого здания (а фактически помещений в составе жилого комплекса) в лоно Церкви пришлось решать Санкт-Петербургской митрополии.
В результате дело затянулось на несколько месяцев и до сих пор дату освящения храма причастные к проекту назвать не могут. Для этого необходимо как минимум оформить бумаги и выполнить интерьеры, но «С.Э.Р.» финансировать эти работы не стал, ограничившись заявленными прежде 17,5 млн рублей на общие конструкции и внешнюю отделку, пояснил сегодня корреспонденту «Карповки» анонимный сотрудник компании.
По данным Федеральной налоговой службы, приход данного храма не зарегистрирован. Но уже назначен настоятель — священник Игнатий Юрченков. Нашей интернет-газете он пояснил, что службы в Мироновской церкви уже проводятся, несмотря на отсутствие внутренней отделки: «Церковь уже начала функционировать. Первое богослужение совершено в прошлую субботу... Срока, когда храм будет освящен, я даже лично для себя не намечал. Как Господь даст. Не до сроков сейчас».
Сейчас РПЦ ищет деньги на «благоустройство храма». Возможно, пожертвования выделит и компания «С.Э.Р.», но пока об этом речь не заходила. Получить комментарий менеджмента фирмы и ее гендиректора Павла Белоусова сегодня «Карповке» не удалось.
Но особый вопрос касается архитектуры храма. Мироновскую церковь встроили между двумя стеклянными объемами, отданными под торговлю. «В этом есть полнейший абсурд: как можно совместить вместе магазины, фитнес-центр, секс-шоп и церковь? Что же касается архитектуры, то Русская православная церковь, как известно, не может себе позволить свободы в форме храма. Это всегда должна быть традиционная архитектура. А совместить современный жилой дом и традиционный храм очень сложно. Такое включение всегда будет выглядеть натужно», — высказал свою точку зрения в сегодняшнем комментарии корреспонденту «Карповки» архитектурный критик Алексей Лепорк.
Он также заметил, что в Петербурге существовали домовые церкви. Но они располагались либо при учреждениях, либо во дворцах. В составе жилых домов храмов никогда не было, подчеркивает господин Лепорк.
Священник Игнатий не согласен с подходом архитектурного критика: «Как таковых канонов по такому поводу нет. Это все выдумки. Да, раньше храмы строились на горах, они были выше домов. Но в условиях мегаполиса это соблюсти невозможно. Исаакиевский собор тоже теперь ниже каких-то зданий — его что теперь, снести? Потом, за две тысячи лет христианской архитектуры у нас есть куча разных образцов храмов — надземных, подземных, в горах. Это вообще не является проблемой». Наш собеседник заметил, что в Петербурге есть множество домовых храмов, в зданиях которых теперь расположены «магазины, солярии, и это никого не смущает».
«Ничего страшного в этом нет, если будет хорошая община и нормальный настоятель», — высказал свое мнение благочинный Большеохтинского округа протоиерей Александр Будников. Он знает, что до революции в России никогда не было домовых церквей при жилых домах, но Церковь развивается, добавляется «нечто новое».
Что касается согласования здания в РПЦ, которое было получено уже после окончания строительства, то это неприемлемо, считает благочинный. Все проекты должны получать утверждение председателя архитектурно-художественной комиссии Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Федорова еще до начала строительства. Чтобы узнать, как отнеслась Церковь к такому внезапному подарку и на каком этапе сейчас находятся согласования, «Карповка» пыталась поговорить с самим отцом Александром, но он не брал трубку.