Дом Абазы на набережной реки Фонтанки, 23, может стать памятником архитектуры. Сегодня экспертизу, показавшую ценность постройки, одобрил совет по наследию во главе с главой КГИОПа Александром Макаровым.
Это здание было построено в конце 1780-х — начале 1790-х годов. С тех пор историческая трехэтажная часть, в том числе ее внутренние планировки, практически не изменилась. Однако в начале 1930-х годов три дома — 23-й, 25-й и 27-й — были надстроены двумя этажами, причем без документов — бумаги, во всяком случае, не сохранились, говорится в экспертизе.
Здание известно также тем, что в 1879 году здесь впервые прозвучала опера Петра Чайковского «Евгений Онегин», еще до того как она была представлена на широкой сцене. Дело в том, что в доме в 1870–1880-х годах находился музыкальный салон жены владельца здания — государственного деятеля Александра Абазы. Здесь бывали знаменитости, в том числе Федор Достоевский, Антон Рубинштейн, великий князь Константин Константинович.
Сама историко-культурная экспертиза, рекомендовавшая включить здание в список памятников архитектуры, «была заказана физическими лицами, не заинтересованными в реконструкции», а именно жителями соседних домов. Автором экспертизы стала член экспертного совета при Госдуме РФ искусствовед Елена Щеболева. По ее мнению, под охрану предложено взять фасадный декор, планировку и сохранившиеся детали интерьеров, печи, габариты двора и кирпичи, из которых сложено здание. Дворовые флигели также должны стать предметом охраны.
Совет по сохранению культурного наследия на сегодняшнем заседании поддержал выводы экспертизы. Теперь включить в список памятников здание должен КГИОП.
Добавим, с 2005 года дом Абазы планирует реконструировать под гостиницу ООО «Фонтанка-отель», созданное девелоперской компанией SIB (группа Step). От здания планировалось оставить только лицевой трехэтажный фасад. Местные жители и известные специалисты выступали против такого решения. А центр государственной экспертизы дважды отказал инвестору в согласовании проекта. В конце 2011 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил в своем микроблоге, что дом снесен не будет.