1 декабря 2016 , четверг 04:46
RSS
Интервью
15:31, 03.12.2012

«У градозащитников
подход сугубо простенький» 

В 2013 году в Петербурге стартует программа, направленная на сохранение исторической застройки. Споров вокруг нее немало. Наш сегодняшний собеседник, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, автор жилого дома на Шпалерной и «Стокманна» на Невском, относится к противникам идеи массовой реконструкции.

В 2013 году в Петербурге стартует программа, направленная на сохранение исторической застройки. Во всяком случае, так заявлено официально. Что будет на самом деле, неизвестно, наверное, даже самим создателям. Однако споров вокруг программы немало. Наш сегодняшний собеседник, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, автор жилого дома на Шпалерной и «Стокманна» на Невском, относится к противникам идеи массовой реконструкции.

— К массовой реконструкции я отношусь отрицательно. Реконструкция городских кварталов когда-то, в советское время, была. Тогда не существовало никаких градозащитных организаций. И достаточно часто кварталы вычищали внутри целиком, оставляя только корочку вокруг. Надстраивались дома. Все это делалось достаточно радикально.

Юрий Земцов

Мне же представляется, что для сохранения центра реконструкцию надо вести по отдельным земельным участкам, отдельным домам. Нельзя полностью вычищать дворы. Естественно, какие-то сносы внутри квартала возможны, но к этому нужно относиться очень выборочно и тщательно, для того чтобы сохранить эту городскую ткань. Ведь город — это не деревня. Город изначально плотное жилое образование. И оно сложилось на протяжении долгого времени. Это результат развития города.

Существует еще одно обстоятельство, которое по-настоящему мешает реконструкции старого города, — это общие нормативы как для нового строительства, так и для реконструкции. Например, по инсоляции, освещенности.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть новые здания в центре? Современными или похожими на старые дома?

— Архитектура всегда современна. Коли она в это время построена, то она современна. И как бы ни пытались сделать а-ля историзм, все равно будет видно, что это сделано не тогда. Сделать полную подделку практически невозможно. Сейчас другие технологии, другие умения у архитекторов. Они иначе рисуют.

— А как же недавно построенные по проекту мастерской «Я.К.» Александра Кицулы конторы на Большом проспекте Васильевского острова?

— Я не понимаю этой попытки. Причем и там тоже видно, что это сделано сейчас, а не когда-то там. Возникает ощущение, что это такая… не хочу говорить слова подделка. Но это какая-то попытка сделать так, как делали когда-то. И я этому противник.

Каждое время оставляло и оставляет в Петербурге свои следы. И в этой исторической глубине, в этом историческом, если хотите, коллаже всегда и заключается интерес города. И сейчас делать так, чтобы никто не догадался, когда это построено, неправильно.

Ты должен делать так, чтобы это не вступало в противоречие по масштабу, по материалам, по деталям, по высоте дома. Но в этом и есть наше искусство: мы должны пытаться сделать так, чтобы было видно, когда это построено, но чтобы это не мешало и не вызывало возмущения всех жителей как инородное вторжение в среду.

Бизнес-центр Сенатор на Большом проспекте Васильевского острова
Бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте Васильевского острова, 80

— Следуя этой логике, вы принципиально не используете лепнину в своих проектах?

— Только что «Возрождение Санкт-Петербурга» закончило стройку дома в Зоологическом, 2–4. Там стоял совершенно нормальный дом. Но его нельзя было сохранить из-за совершенно новой функции — там появился трехэтажный подземный гараж. Сохранение было невозможно. Значит, речь шла о воссоздании. И здание воссоздали вместе с лепными деталями.

Или когда финны с нашей помощью воссоздавали «Стокманн». Это тоже воссоздание. Там скрупулезно и тщательно воссоздавались все лепные детали. Причем эти детали во время разборки снимались. И в тех случаях, когда они были разрушены сильно, делались их точные копии. Это лепнина, которая представляется мне вполне законной и естественной.

Использовать лепнину в новом доме? Я не могу сказать, что я категорический противник. Но понимаете, у меня пока не получалось так, чтобы органично сделать лепнину а-ля конец XIX или начало XX века. Наверняка возможно, чтобы сегодняшние архитекторы придумали, каким образом можно сегодня использовать такие вещи как лепной декор. Я, к сожалению, примеров особо хороших не видел.

Зоологический переулок, 2-4, жилой дом
Жилой дом в Зоологическом переулке, 2–4

— Можно ли удачно вписать в застройку стеклянные дома в центре? Как вам, например, здание на Греческой площади, построенное по проекту мастерской Дмитрия Лагутина?

— Стекло — это очень полезный и нужный материал, по многим качествам не уступающий обычной стене. Ощущение какого-то диссонанса возникает, только если стеклянный дом находится прямо в ткани старого города. Но все зависит от того, где и как.

На Греческой площади этот стеклянный объем в глубине, и он практически не участвует в застройке. Там старый фасад, к нему пристроен современный дом, в котором достаточно удачно прорисованы детали. А сзади в глубине — действительно совсем стеклянный дом. И вот этот переход , мне кажется, там вполне уместен. Вы, только когда подходите, видите, что в глубине есть стеклянный объем. И он у меня не вызывает возражений.

Бизнес-центр Греческий, Лиговский проспект, 13-15
Бизнес-центр «Греческий» на Лиговском проспекте, 13–15

— Какие еще примеры удачно вписанных зданий в центре вы можете назвать?

— Например, мне из домов архитектора Герасимова больше всего нравится дом на Невском, 133–137. Там есть определенный характер, отправляющий к архитектуре 20–30-х годов. Сделано достаточно убедительно, и в то же время без временнОй конкретности.

Еще хороший пример — дом Мамошина на Чернышевского. Не новый большой дом, а тот стеклянный флигель, что во дворе. Очень он красиво и профессионально сделан.

— А примеры непрофессионализма назвать можете?

— Я не люблю этого. Зачем ругать? Построили уже, чего ж теперь? Хотя, конечно, много таких примеров. На слуху, прежде всего, «Монблан». Он не встал в застройку, и стекла там тоже будьте-нате. Это хрестоматийный теперь пример.

— Профессиональный уровень проектов обсуждается на градостроительном совете. Некоторые считают, что сейчас этот институт утратил свое значение.

— Коллективное мнение всегда имеет смысл. К сожалению, у нас очень не развита архитектурная критика. Ей уделяется очень мало внимания. А важно, чтобы такие люди были и чтобы они создавали какое-то определенное мнение.

На градостроительном совете высказывается коллективное мнение. Главный архитектор может отправить проект на доработку, и в общем-то возникают возможности для улучшения. Так что это, конечно, нужная вещь. Этот совет всегда был, был и в советские времена.

Офисно-жилой комплекс «Монблан»
Офисно-жилой комплекс «Монблан»

— А градозащитники разве не занимаются архитектурной критикой?

— Они занимаются не столько критикой, сколько общим заявлением, что ничего нельзя. Это не есть архитектурная критика. Нельзя — потому что нельзя и все. К сожалению, у градозащитников (часто в силу их непрофессионализма) подход сугубо простенький: если есть какие-то детали из прошлого — хорошо.

А какой это объем, как это встает — часто они на это внимания не обращают. И поэтому даже то, что им нравится, мне может не нравиться по другим причинам. Человек применил какие-то приемы и детали старые — ради бога, но не попал в размер, не попал в характер.

— Союз архитекторов критиковал проект «Охта центра», а после переноса проекта в Лахту занял сдержанную позицию. Как вы относитесь к появлению небоскреба в Лахте?

— По Лахте союз тоже высказывался, но не столько против места, сколько против совсем уж большой высоты. Оставался бы он теми 300 метрами, как было на конкурсе. А он почти на 200 метров вырос. Вот это и мне кажется явным преувеличением. Потому что мы все равно не добираемся ни до каких рекордов высотных. Это самый заурядный дом. Их делают где угодно. В то же время, скажем, даже на таком расстоянии при высоте 500 метров башня может вторгаться в силуэт города.

Если про это забыть, само размещение в Лахте мне кажется лучше. Главным образом потому, что там вокруг этого здания может возникнуть деловой центр. Это может быть не единичный небоскреб. А единичные небоскребы всегда плохо живут. Пример — башня «Монпарнас» в Париже, которая вдруг одна возникла, как свечка. А «Дефанс» все хвалят. Но «Дефанс» — целый район.

На Охте небоскреб тоже был бы такой свечкой, да еще рядом со Смольным собором. А Лахта когда-нибудь может стать питерским «Дефансом».

Лахта-центр
«Лахта-центр»

— Как вы относитесь к неожиданному повороту событий на проекте «Набережная Европы»?

— Я думаю, что если теперь здесь собираются строить дворец юстиции, то это — тема для нового конкурса. Слишком важное место для Петербурга. На берегах Невы единственное оставшееся такое в центре города. Дальше — это только после выноса заводов.

— Обратимся к вашим проектам. Один из самых известных — «Стокманн» на Невском проспекте, признанный городскими властями градостроительной ошибкой. Экс-глава КГИОПа Вера Дементьева как-то выразилась в том духе, что вы собирались отказаться от авторства.

— Размеры и высота этого здания были согласованы городским правительством. И когда «Стокманн» покупал этот участок, он его покупал с определенными возможностями и размерами.

— По первоначальному проекту, максимальную 35-метровую высоту имела верхняя точка купола в глубине квартала. В 2006 году 35-метровая высота разрешена практически по всему зданию. Почему?

— Нет, никакого купола никогда не было. Там был действительно стеклянный фонарь (на тех же отметках). В процессе проработки он стал офисными помещениями наверху. Все это делала финская фирма по заказу самого «Стокманна».

Мы там являлись сопровождающими проекта. И единственное, что мы старались, — отодвинуть стеклянный объем как можно дальше от красных линий. Сколько могли, мы это сделали. Понятно, что это все равно просматривается — с площади Восстания. А насчет отказа от авторства… Мы помогали финским архитекторам, и я не могу сказать, что мы абсолютные авторы. Как можно отказаться от этой работы?

Стокманн на Невском проспекте
«Стокманн Невский центр» на Невском проспекте, 114–116

— Расскажите, чем сейчас занимается ваша мастерская.

— Мы сейчас заканчиваем строительство для «Сэтл сити» большого высотного дома на проспекте Юрия Гагарина под названием «Космос». Там, как мне представляется, как раз возможно и правильно применение новых материалов. Чтобы получились такие кристаллы, которые вырастают из старой застройки. Возникновение нового организма в этом районе, как нам кажется, вполне уместно. Делать там сталинскую высотку было бы неверно.

И еще одна работа — это завершение серии площадей перед Смольным. Площадь Диктатуры, площадь Растрелли, и сейчас появится еще третья. Стройка идет на месте зеленого участка, где располагался психоневрологический интернат. Там будет жилой район. Одну из главных задач, которую мы там ставили, — попытка сохранения зелени. Поэтому там нетрадиционная для Петербурга свободная постановка домов на участке.

Вадим Кузьмицкий

Фото: Дениса Панова, Дмитрия Ратникова, Алексея Шишкина





Ссылки по теме:
karpovka.com: 07.07.2016

Есть ли в России культура лоббизма и нужна ли она.

karpovka.com: 06.07.2016

Краевед Алексей Ерофеев рассуждает о давлении на комиссию и о том, что делать с именами советских преступников на карте Петербурга.

karpovka.com: 28.06.2016

Какие есть подходы к реставрации и враги у памятников, и может ли реставрация быть вредной.

karpovka.com: 09.06.2016

Почему власть не может отступить от названия и какой можно найти компромисс.

karpovka.com: 06.06.2016

Почему программа реновации провалилась и как выдвижение в закс поможет это исправить.

Loading...
Интересное
IMG_5061_1
«Карповка» разобралась, что ждет Большой Гостиный двор (БГД) в обозримом будущем.
640px-Yakubovich_Street_SPB
Последний раз его реставрировали 25 лет назад.
horse-1330690_640
Животное выручали спасатели и случайные прохожие.
деньги
В видеофлешмобе он показал реакцию людей, пришедших в ужас от цены жетона метро.
1
Настоящее и будущее бюджетного жилья.
Фотопроекты
IMG_3323_1
21.11.2016

«Карповка» пробралась в общежитие СПбГМТУ и узнала, как живут будущие инженеры-кораблестроители.

Страшные истории арендаторов, приехавших в город на ПМЖ.

«Карповка» узнала, как чувствует себя тот, кто переехал из коммуналки в отдельную квартиру.

IMG_4746_1
23.11.2016

Квартал совместного российско-китайского производства глазами фотографа «Карповки».

Фотопрогулка по самому элитному району Петербурга.

Самый противоречивый район Петербурга в 20 фотографиях.

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Трилогию «Властелин Колец» покажут в «Авроре»
Пропавшие картины Моне, Марке и Сислея найдены в многомиллионной коллекции диктатора Филиппин
Крупный роман Харуки Мураками выйдет в феврале 2017 года
Выставка абстракции «Частная космология» пройдет в Петербурге
Все материалы

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Почти 68 тыс. человек в Ленобласти остались без холодной воды
Амнисти Интернешнл осудил приговор венгерского суда сирийскому беженцу
Полицейские камеры в США вместо пумы засняли монстров и оборотней
"Уфа" проиграла "Зениту" 0:2
Все материалы
Обратная связь
Социальные сети
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Instagram

Интернет-газета Карповка

Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com

Ваш адрес электронной почты:
Рекламодателям

© Интернет-газета «Карповка»,
2005–2016. 18+
Тел: +7 (812) 320-93-08
E-mail: [email protected]
Читайте лучшие - новости Санкт-Петербурга, новости строительства и архитектуры, а также транспорта на нашем сайте.
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно. «Интернет газета Карповка» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 августа 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-46320

Наверх