«Карповка» сегодня подводит итоги конкурса «Красная линия». Наши читатели выбирали лучшие и худшие реализованные проекты нового строительства и реконструкции в центре города. Архитекторы прокомментировали свои работы.
Конкурс «Красная линия» редакция объявила месяц назад. За это время в нем приняли участие полтысячи человек. Респондентам предлагалось выбрать из единого списка объектов лучшие и самые неудачные проекты, реализованные в 2012 году в центре Петербурга. Время постройки мы определяли по датам ввода в эксплуатацию, опубликованным на сайте службы строительного надзора и экспертизы.
В номинации «Лучший проект строительства» на протяжении всего хода голосования за верхнюю строчку бились два проекта — бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте Васильевского острова, 80, построенный с нуля, и воссозданный нежилой дом на углу проспекта Добролюбова и Зоологического переулка. И все же ближе к апрелю в лидеры выбился «Сенатор» с 24% голосов (у Зоологического — 22%).
Автор проекта гендиректор мастерской «Я.К.» Александр Кицула поделился с «Карповкой» своими впечатлениями:
Самым неудачным проектом нового строительства в центре Петербурга практически сразу стал первый корпус жилого комплекса «Классика» на углу Малой и Глухой Зелениных улиц, спроектированный собственной мастерской инвестора «Л1». Здание было введено в эксплуатацию еще в феврале 2012 года, однако до сих пор оно полностью не оштукатурено. Правда, узнать имя автора проекта и побеседовать с ним «Карповке» не удалось. По итогам опроса в качестве антипроекта дом посчитали 27%. Почти 19% — это второе место — получил жилой дом «Престиж» от ЛенспецСМУ на площади Собчака, за скандально известной биржей.
Победитель в номинации «Лучший проект реконструкции» стал ясен в первый день голосования. Перестройку бывшей Фабрики одежды Санкт-Петербурга (ФОСП) под торгово-офисно-гостиничный комплекс «У Красного моста» оценили многие наши читатели еще в процессе строительных работ. Однако этот объект мы разделили на два — в соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию: Мойка, 73 (торговый центр на углу с Гороховой), и Мойка, 75–79 (офисно-гостиничный комплекс с новым корпусом во дворе на месте снесенных флигелей). За первый, с воссозданной доминантой, отдали свои голоса 67% респондентов, за второй — 23%. Ближайший конкурент — торговый комплекс «Чкаловский» на Большой Разночинной — получил только 13%.
Дмитрий Мурзин, гендиректор мастерской «Традиция», спроектировавшей МФК «У Красного моста», прокомментировал победу:
— Долгие годы этот район был достаточно депрессивный, серый. Дом, который принадлежал фабрике «ФОСП» (прежде фабрике Володарского), стоял серый, пыльный, с немытыми окнами. Теперь он обрел вторую жизнь. Целый кусок набережной реки Мойки окрасился новыми цветами ярких фасадов.
Проект представляет собой комплекс из четырех старых зданий и нового корпуса во дворе. В те годы, когда наш заказчик-застройщик получал разрешения на проектирование и строительство, нашли компромисс, как можно, сохранив структуру старой застройки, построить новое здание с подземным паркингом, которое практически не торчит и видно только с одной точки на Гороховой улице. Сейчас, конечно, это было бы невозможно, потому что КГИОП занимает достаточно жесткую позицию по сохранению наследия.
Важным акцентом реконструкции стала восстановленная башня. Автором идеи был инвестор реконструкции и хозяин этих зданий Таймураз Боллоев. На ранних этапах данным проектом занималась мастерская Митюрева, которая сделала эскиз и прошла с ним градсовет, затем пригласили нас, в результате вся концепция поменялась, но осталась башня.
На начальном этапе голосования на первой строчке номинации «Неудачный проект реконструкции» побывали несколько построек. Читатели посчитали некорректной перестройку исторического здания на улице Декабристов, 40, под больницу (там по заказу комитета по строительству надстроили новый этаж), надстройку и изменение фасадов советского торгового комплекса «Чкаловский» на Большой Разночинной. К антилидерам подбирался «объект культуры» (а на самом деле бизнес-центр) на проспекте Обуховской Обороны, 37, также надстроенный, а впоследствии получивший «попугайскую раскраску», отмечали комментаторы.
В конце концов пальма антипервенства досталась Смольнинским баням на улице Красного Текстильщика, 7, сменившим облик по проекту компании «Экостройпроект+». Вместо каменной отделки конца 1980-х здесь появился дешевый вентилируемый фасад с утеплением.
Павел Лошаков, главный архитектор мастерской «Экостройпроект», признался в комментарии «Карповке», что понимает мнение горожан, но существовали объективные причины:
— Баня — это очень сырое здание с тяжелым температурно-влажностным режимом. И далеко не каждый тип отделки подходит для длительной эксплуатации бани. Все прекрасно знают: исторические бани — это облупившаяся штукатурка, пятна сырости на фасаде. То есть что ни делай внутри, пар естественным образом проникает сквозь стены наружу. Поэтому для современных бань принимается тип отделки, который позволяет максимально избежать таких явлений.
Это одна сторона. Есть и вторая. Это социальный объект, который, в общем-то, малодоходный. Поэтому владельцы экономят на всем, и это вполне естественно. Но очень ценно, что наши заказчики — а мы для них много бань реконструировали в разных районах города — добровольно сохраняют социальную составляющую: в каждом таком здании существуют бюджетное отделение для массового посетителя и отделение для инвалидов.
Это чисто функциональное, вынужденное решение. На какую-то роскошную дорогостоящую архитектуру, которую мы бы сами с удовольствием предложили, денег минимум.
Заслуженный архитектурный критик «Карповки» Алексей Хваль признался, что представленные работы петербургских проектировщиков его в большей мере разочаровали. Среди нового строительства он не смог выбрать ничего. «Единственный заслуживающий внимания проект» в категории «Реконструкция» — комплекс «У Красного моста».
Худшими проектами 2012 года в своих номинациях господин Хваль признал корпус жилого комплекса «Классика» и бизнес-центр на Лиговском проспекте, 200а («имея в виду не столько окончательный облик, сколько степень порчи первоначального состояния»).
Алексей Хваль комментирует:
— У городских новостроек последних двух десятков лет — впервые, наверное, за историю города — нет лица. Бывали десятилетия, когда одновременно бытовало несколько разных стилей и направлений, бывали десятилетия, когда строили почти одинаково, но всегда были постройки, представляющие эпоху. В городе всегда существовал авторитарный заказчик — государство, сословие домовладельцев, снова государство.
И вот, это однажды закончилось. Вот уже двадцать лет архитектор связан лишь требованиями цеха, пожеланиями и материальными возможностями неискушенного покупателя, весьма умеренными ограничениями градозащитного законодательства. И в архитектуре стало очень заметно, что художнику, боровшемуся в последние годы за свободу самовыражения, оказалось нечего сказать. Не так уж много у него рождается идей, не столь уж многое он умеет. Неудивительно поэтому, что самым ярким событием уходящего сезона стало возрождение облика торгового здания столетней давности, весьма рядового, кстати, по тогдашним художественным меркам...
Часто говорят, что город должен развиваться. Это так, но ему нужен потребитель искусства архитектуры, потребитель художественного качества. Как существует слой театралов, ценителей живописи, кино, любителей того или иного вида музыки, должна сложиться прослойка людей, которой небезразлично происходящее с художественным обликом города и которая могла бы компетентно оценивать архитектуру Санкт-Петербурга. Искусство выживает, конечно, благодаря покупателю, благодаря кассовым сборам, и в этом отношении архитектурная общественность будет бессильна вмешаться. Но, помимо заказчика, художнику нужен зритель, его аплодисменты или свист. Пройдя через соревнование с коллегами, успех у заказчиков, признание зрителей, архитектор становится носителем Качества. Имя большого архитектора будут помнить спустя столетия, и вместе с ним будут помнить имена тех, кто своими средствами послужил украшению облика города, как помнят имена Саввы Яковлева, семьи Елисеевых или банкира Вавельберга.
Так город рос на протяжении двухсот лет, и только так ему необходимо развиваться.
— лучший проект строительства — бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте В. О., 80, литера Р (застройщик — ООО «М-стиль», проектировщик — ООО «Архитектурное бюро „Я.К.“»);
— неудачный проект строительства — жилой дом в составе комплекса «Классика» на Глухой Зелениной улице, 2 (застройщик — ООО «Механический завод СПб», проектировщик — ООО «ЛЭК-проект»);
— лучший проект реконструкции — административно-торговый комплекс «У Красного моста» на набережной Мойки, 73 (застройщик — ОАО «БТК девелопмент», проектировщик — ООО «Архитектурное бюро „Традиция“»);
— неудачный проект реконструкции — Смольнинские бани на улице Красного Текстильщика, 7 (застройщик — ООО «Викинг», проектировщик — ООО «Экостройпроект+»).