Относительно архитектуры советского периода чаще всего приходится сталкиваться с негативными оценками. Возможно, для городов, где, кроме стандартных домов массовых серий, не было ничего создано, это и справедливо. Что же касается Петербурга, правильней, конечно, сказать, Ленинграда, ибо советским, да и то с натяжкой, Петербург был всего лишь три месяца, то надо пристальней взглянуть в его лицо.
И окажется, что в послевоенные годы, до известного хрущевского постановления об устранении архитектурных излишеств, в историческом центре города не было построено ни одного здания, диссонирующего со сложившейся дореволюционной застройкой. А были такие, которыми можно любоваться до бесконечности, как выдающимися памятниками зодчества. Не конкретно советского, а вообще зодчества.
Один из них расположен на углу набережной Фонтанки и улицы Пестеля.
«Это один из лучших жилых домов Ленинграда». Такими словами охарактеризовал в 1947 году председатель президиума Академии архитектуры Лев Руднев только что построенное по проекту Евгения Левинсона в соавторстве с Андреем Грушке здание.
В 1930-х годах стоявший на этом месте дом конца XVIII столетия снесли по причине его ветхости. Существовал оригинальный проект дома с башней, выполненный в стиле конструктивизма Яковом Рубанчиком, однако по ряду причин он был отклонен. Не в последнюю очередь из-за того, что такой дом нарушал силуэт набережной Фонтанки на столь ответственном участке исторического центра.
А через два года после победы в Великой Отечественной войне появился «один из лучших домов Ленинграда». И с этим утверждением архитектора Руднева (автора ансамбля Марсова Поля) невозможно, да и не нужно спорить. В нем, поставленном на сохранившемся фундаменте, все гармонично. Он тактично вписан в исторический облик города. Притом что архитектурное убранство его довольно строгое, особенно в сравнении с соседними домами-аристократами, левинсоновское здание в то же время выглядит весьма монументальным.
В нем чувствуется мощь государства, победившего в жестокой войне. Военная тема отражена и в медальонах, украшающих фасад. На них изображены профили советского воина, женщины — труженицы тыла, а также Нарвские ворота, которые символизируют ратную славу Отечества. Нелишне вспомнить, что Нарвские ворота часто присутствовали на плакатах периода войны и блокады.
Эти медальоны роднят советский дом с окружающими, украшенными фамильными гербами и различными медальонами, но одновременно выделяют его как памятник другой эпохи. И в этом тоже огромное достоинство архитекторов. В первую очередь, конечно, Евгения Левинсона, сущность творческой натуры которого тот же Руднев еще за год до постройки дома на улице Пестеля определил следующими словами: «Одна из самых существенных сторон его работ — это, прежде всего, искренность, та искренность, которая является основой для всякого искусства».
Принято считать, что архитектура — это застывшая музыка. Дом № 1/12 у Пантелеймоновского моста — это мощный аккорд в неповторимой архитектурной петербургско-ленинградской симфонии.