Строительство гостиницы «Эрмитаж», которая получила от всемирно известного музея право использовать эмблему Эрмитажа в качестве товарного знака на основании лицензионного договора, вызывала у горожан немало вопросов: почему, зачем?
Напомню, возведение объекта началось несколько лет назад, после того как в 2005 году в огне пожара были уничтожены остатки существовавшего когда-то Дворца культуры работников пищевой промышленности. Здание закрыли на ремонт в 1999-м, но сделан он не был. Еще раньше, в начале 1990-х годов, перед ДК демонтировали памятник Ленину. Несмотря на то что демонтаж производился так называемой демократической властью, особых возражений со стороны коммунистов не последовало. Это был тот случай, когда отсутствие фигуры вождя было лучше, чем ее присутствие. Приплюснутый, в огромных, не по росту, как у клоуна башмаках, он держал за спиной кепку. Правда, любимый головной убор Владимира Ильича можно было принять за камень, вынутый из-за пазухи. В общем, сняли как антихудожественный объект. Ну да бог с ним.
Вспомним лучше предысторию появления здания Дворца культуры.
В первой половине XVIII столетия в этом районе располагалась Дворцовая слобода. Проживали в ней служащие, ведавшие имуществом кабинета его императорского величества, оттого улица получила название Кабинетской. Улицей Правды она стала после Октябрьской революции, поскольку в типографии Березина, в доме 14 по пересекающей ее Ивановской, ныне Социалистической, печатались первые номера большевистской газеты «Правда».
Первые упоминания о каком-либо строении на участке современного дома 10 по улице Правды относятся к 1835 году, когда по проекту архитектора Холопова были буквой П поставлены три отдельно стоящих здания.
Перед Первой мировой войной на участке, приобретенном управлением железной дороги, архитектор А. Г. Голубков построил Петроградский железнодорожный клуб, который в 1914-м превратился в лазарет, организованный великой княжной Татьяной Николаевной.
После Октября 1917-го здание опустело. Наконец в 1936–1937 годах архитектор Василий Макашев в очередной раз перестроил здание, которое в целом и приобрело тот вид, который помнят те, кто посещал ДК, когда в нем работали известные в Ленинграде театр «Суббота» и клуб авторской песни «Восток».
После всех драматических событий, произошедших с ДК, было бы трудно, да и вообще невозможно представить здание, восстановленное точь-в-точь таким, какое оно было до закрытия в 1999-м.
Иное дело — как распорядится участком новый собственник.
И вот — состоялось торжественное открытие.
Внешне — то же здание Дворца культуры пищевиков. Только внутри — богатейшее убранство шикарной гостиницы, убранство, которое роднит и холлы, конференц-залы, и гостиничные номера с залами Эрмитажа. Встречаются реплики фарфора и мебели из эрмитажного собрания. Все это стало возможным благодаря лицензионному договору между гостиницей и музеем.
Реконструкция самого здания проводилась с предельным уважением к историческому плану застройки. Сохранены лицевые фасады корпусов, их высота. Этажи, появившиеся вновь, не доминируют над исторической застройкой. И это очень важно, поскольку соблюден высотный регламент, то, что в последние годы застройщики всячески пытаются обойти всеми путями.
Как подчеркнул на открытии директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, новый владелец объекта — Международная балтийская инвестиционная компания — не вывела здание из категории вновь выявленных памятников. А этим-то как раз и грешат многие застройщики.
Безусловно, найдутся и критики, недовольные осуществленным проектом. С моей же точки зрения — это лучшая за последние годы реконструкция здания советского периода, позволившая донести до нас внешний облик Дворца культуры образца 1937 года. Но с новым, имперским, в самом хорошем смысле слова, внутренним содержанием современной пятизвездочной гостиницы.
Для сравнения есть противоположный пример — снос ДК имени Первой пятилетки творения Митурича и Макашева и возведение второй сцены Мариинки в облике совершенно непотребном.