В конкурсе концепций судебного кластера на месте ГИПХа на проспекте Добролюбова победила работа мастерской Максима Атаянца. Начать реализовывать проект намерены весной 2014 года.
На состоявшемся сегодня заседании правительственной комиссии, посвященном конкурсу концепций комплекса Верховного и Высшего арбитражного судов на проспекте Добролюбова, большинством голосов была выбрана концепция, разработанная ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Имя победителя озвучил глава комиссии управляющий делами президента Российской Федерации Владимир Кожин.
На протяжении трех часов члены комиссии достаточно жарко и эмоционально обсуждали все то, что было представлено архитекторами, сообщил господин Кожин. Напомним, в составе комиссии из 21 человека были архитекторы, деятели культуры и искусства, политики, администраторы, руководители государственных структур. В частности, решение принимали Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Даниил Гранин, Михаил Пиотровский, директор Академического театра балета Борис Эйфман, министр культуры Владимир Мединский, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, представители руководства Верховного и Высшего арбитражного судов.
В течение месяца с момента оглашения результатов первого этапа конкурса проводилось общественное обсуждение концепций: свой любой желающий мог оставить отзыв на сайте Президентской библиотеки или в специальном журнале в Доме архитектора. Всего своим мнением поделилось порядка 150 тыс. человек, наиболее симпатичной для общественности оказалась работа мастерской Максима Атаянца. Однако, подчеркнул господин Кожин, это не было голосованием, так как решение принимала комиссия, хоть и предварительно ознакомившись с суждениями горожан.
В итоге из 21 членов комиссии 11 человек отдали свои голоса за работу мастерской Максима Атаянца, 6 человек высказались в пользу варианта архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», еще двоим понравилась концепция мастерской Никиты Явейна «Студия-44». За вариант ООО «Евгений Герасимов и партнеры» не было отдано ни одного голоса.
Концепция фаворита конкурса предполагает постройку квартала, выдержанного в неоклассической стилистике. Архитекторы взяли за основу созданный до революции известным зодчим Иваном Фоминым план реновации участка с реконструкцией Тучкова буяна. Из старинного проекта в концепцию Атаянца перекочевали флажные павильоны, отчасти повторяющие архитектуру Адмиралтейства, а также развернутое в сторону предмостной площади каре главного здания судов. За ним расположится дворец танцев Бориса Эйфмана, согласно концепции, напоминающий античную арену.
Члены комиссии единогласно решили, что при реализации проекта за пределы указанной территории надо вывести служебное жилье. Таким образом, будет увеличена площадь общественного пространства и зеленых насаждений. В этом можно усмотреть уступку горожанам, которые хотели бы видеть вместо судов парк. Губернатор отметил, что Петербургу предстоит подобрать подходящий земельный участок, расположенный неподалеку от будущего судейского квартала.
Кроме того, члены комиссии рекомендовали при доработке проекта избежать прямого заимствования исторических образцов в облике комплекса, а также учесть специфику театра танцев, который будет строиться на данном участке. На оглашении результатов было отмечено, что комиссия отказалась от идеи размещения Дворца правосудия в здании Биржи на стрелке Васильевского острова.
Реализация проекта будет финансироваться в основном за счет средств из федерального бюджета, возможно, будут использованы средства, вырученные за счет продажи судебного комплекса в Москве.
Господин Кожин отметил, что на сегодня найдено правовое решение, как государство получит право на участок под суды и как будут компенсированы расходы, которые понес «ВТБ-девелопмент» при начале реализации проекта «Набережная Европы». Теперь осталось провести рабочее проектирование, после чего на суд комиссии предстанет макет комплекса по доработанному проекту. Таким образом, выйти на стройплощадку можно будет ближе к весне 2014 года, уточнил Владимир Кожин.