Архитектурная мастерская Максима Атаянца, которая была выбрана проектировщиком судейского квартала на проспекте Добролюбова, должна будет доработать проект уже без жилья и с меньшей долей историзма в облике зданий. Архитекторов конкурс удивил, а горожане надеются, что таким образом на застраиваемой территории все-таки появится зеленая зона.
В субботу правительственная комиссия определила, что проект комплекса Верховного и Высшего арбитражного судов на месте ГИПХа на проспекте Добролюбова будет разрабатывать мастерская Максима Атаянца. 11 членов комиссии проголосовали за концепцию, в основе которой лежит созданный до революции известным зодчим Иваном Фоминым план реновации участка с реконструкцией Тучкова буяна, от которой веет античностью.
Конкурс, как заявил глава комиссии управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, проходил под девизом «беспрецедентной открытости» — с четырьмя отобранными в первом (закрытом) туре концепциями мог ознакомиться любой желающий и высказать свое мнение. Однако это не было голосованием, так как члены комиссии сами решали, учитывать эти суждения или нет. Таким образом, порядка 150 тыс. высказывавшихся могли быть не услышаны, но чудесным образом мнение большинства совпало с решением жюри.
Среди членов комиссии, принимавших решение, были как видные представители архитектурного сообщества (президент Академии архитектуры Александр Кудрявцев, президент Союза архитекторов РФ Андрей Боков, президент Союза архитекторов Петербурга Олег Романов и бывший президент Союза архитекторов Петербурга Владимир Попов), так и чиновники (министр культуры Владимир Мединский, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко) с деятелями культуры и искусства (Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Даниил Гранин, Михаил Пиотровский, Борис Эйфман), а также представители руководства Верховного и Высшего арбитражного судов.
В ходе трехчасового обсуждения концепций было решено отказаться от размещения на проспекте Добролюбова жилья для судей. Это значит, что 30% территории, заложенной под эти цели, освободились. Предполагается, что ее займут общественные пространства и зеленые насаждения. Вместе с тем горожане хотели бы заполнить территорию парком целиком, о чем написали губернатору Петербурга петицию за подписью 10 тыс. человек. А Смольному, соответственно, предстоит подобрать подходящий земельный участок, расположенный непременно неподалеку от будущего судейского квартала.
В ходе разработки проекта победителю конкурса также придется учесть пожелание членов комиссии избежать прямого заимствования исторических образцов в облике комплекса, а также учесть специфику театра танцев, который будет строиться на данном участке. Что имели в виду члены комиссии, неясно, ведь Максим Атаянц как раз тяготеет к историзму. Стиль архитектора определяют и как античный (курс по истории архитектуры этого периода он читает в Академии художеств), и как классицизм, что видно из представленной концепции.
Господин Атаянц окончил архитектурный факультет Петербургской академии художеств, принимал участие в работе летних архитектурных школ под патронажем принца Уэльского, проходивших в разных городах мира. Является членом петербургского отделения Союза архитекторов России. Спроектировал ряд сооружений в Петербурге, а также других городах России и мира. В число его работ входит проект медиадеревни «Город 960» для зимней Олимпиады в Сочи.
Архитектор Евгений Герасимов охарактеризовал свое общее впечатление о конкурсе одним словом — «негативное». Ему показались странными сама процедура, состав комиссии и результат. На вопрос «Карповки», в чем именно, по его мнению, заключалась «странность», зодчий ответил: «Думайте сами».
По поводу решения вывести из квартала жилье господин Герасимов думает, что это надо было делать изначально: нелогично, когда результатом конкурса становится смена задания. Первоначально жилая застройка должна была занимать 30% территории, а теперь это решение привело к изменению концепции.
Народный артист СССР, почетный гражданин Петербурга Олег Басилашвили, входивший в жюри конкурса и проголосовавший против всех проектов, непреклонен: «Есть закон — в центре города строить нельзя», начал разговор собеседник «Карповки». «Нашлись гордецы», которые хотят рядом с великими строениями «вставлять такие банки». Биржа — это повторение с некоторыми изменениями греческого акрополя, считает господин Басилашвили. «Но акрополь находится на горе, вокруг нет никаких зданий. На старинных изображениях можно видеть, что и вокруг Биржи ничего нет. Со временем рядом, конечно, стали появляться новые здания, но они никак не конкурировали с ней, а только подчеркивали ее красоту, — уверен артист. — Даже уродливое здание ГИПХа никак не мешало восприятию биржи».
Теперь же рядом хотят построить «банки с колоннами», две «станции метро» — господин Басилашвили сравнил парадные павильоны судебного квартала со станциями «Площадь Восстания» или «Нарвская». Этот проект «шит белыми нитками» и недостоин нашего города, парировал наш собеседник.
«Не нужно торопить время. Если стоит такая большая необходимость разгрузить Москву, то почему, делая это, нужно обязательно загружать Петербург? Если властям нужна новая столица, то пусть ее построят в центре России и переведут туда все суды, ведомства и министерства вместе с чиновниками — москвичи будут только счастливы», — считает Олег Басилашвили.
Почетный петербуржец поддерживает идею активистов о создании нового городского парка вместо «судебной» стройки. Парк с театром Бориса Эйфмана мог бы стать логичным продолжением Александровского парка с его «Балтийским домом» и Мюзик-холлом. На Петроградской стороне появился бы такой «театральный район в лесу». К тому же новый парк может стать своего рода извинением властей перед петербуржцами за то «безобразие», которое сделали с Летним садом.
Заслуженный артист уверен, что реализация проекта не будет завершена — денег «половину украдут».
Один из авторов петиции, ратующей за создание парка вместо судейского квартала, петербургская журналистка Мария Элькина считает, что если это сможет произойти, то станет важным для Петербурга историческим шагом. Парк сберег бы открывшийся после сноса корпусов ГИПХа прекрасный вид на историческую застройку Петроградской стороны.
Победивший в конкурсе проект судебного квартала госпожа Элькина не стала называть самым неудачным из представленных, но признала, что он очень «грузный» и «нетактичный» для этого места. Среди всех представленных вариантов застройки не было ни одного, который бы тактично вписался в историческом центре. Наиболее нейтральной из всех Мария Элькина посчитала работу Евгения Герасимова.
Журналистка также считает, что с реализацией проекта судейского квартала могут возникнуть проблемы, и в итоге город получит очередной долгострой.
Архитектора Ивана Уралова в развитии этой территории вдохновляет факт, что было отменено жилое строительство, появилась возможность организации общественного пространства и создания парка. Такой плотной застройки не будет, и вдоль берега Невы сможет появиться та самая буферная зона с театром, которая станет логическим продолжением Александровского парка.
Главное, чтобы здания не вышли на красную линию набережной, считает архитектор. Их следует сосредоточить со стороны проспекта Добролюбова, что сформирует его как целостную магистраль, к тому же там сможет стать приемлемой практически любая застройка.
По мнению господина Уралова, это последнее оставшееся «главное» место в Петербурге, и строить там нужно максимально тактично, с учетом исторически сложившегося ансамбля Стрелки Васильевского острова. В противном случае есть вероятность «убить» это место, а архитектору — свое имя.
Непонятна архитектору рекомендация членов комиссии Максиму Атаянцу избежать прямого заимствования исторических образцов и тем самым «осовременить» проект. Советовать это архитектору, все постройки которого тяготеют к классицизму, сравнимо с тем, что можно было выбрать победителем проект «Студии-44» Никиты Явейна и посоветовать сделать его более «классическим».
Иван Уралов считает, что при разработке обновленного проекта необходимо провести «ряд взаимоуважительных собеседований», чтобы победитель работал с людьми, а не служил исключительно заказчику или учитывал только собственное мнение.