Периоды подъема
Эрмитажный театр является одним из старейших и значимых театров в России. Открывшийся в 1785 году, он сыграл значительную роль в театральной культуре нашей страны. Эрмитажный театр за годы своего существования пережил два периода подъема — при Екатерине II и при Николае II. Именно Екатерина II, всячески поощрявшая искусство, распорядилась построить придворный театр, который мы теперь именуем Эрмитажным.
На этом участке Дворцовой набережной, где сейчас находится театр, раньше располагался Зимний дворец Петра I, и долгие годы, вплоть до конца 1970-х, он считался утраченным. В 1979 году проведенные советскими учеными археологические исследования показали, что архитектор Эрмитажного театра Джакомо Кваренги использовал при строительстве фрагменты стен дворца и некоторые отдельные помещения. Новое здание он оборудовал необычным залом-амфитеатром, а не классической «коробкой».
Как писал сам архитектор, сделано это было исходя из двух побуждений — в зале нет особых мест, лож, и каждый мог садиться там, где ему заблагорассудится. Другой причиной для создания такой античной формы было удобство наслаждения представлением: с любого места амфитеатра сцену видно одинаково хорошо. Дополнили древнюю стилистику интерьера театра колонны, капители которых украшены сценическими масками по образцу из разрушенного театра в Помпеях.
После смерти Екатерины II театр закрыли, но вскоре представления возобновились. Павел I приказал разделить амфитеатр на две половины — мужскую и женскую, появились стоячие места. Позднее, при Александре I, театр соединили с казармами, и он превратился в манеж и военный плац. За три года существования в новой ипостаси театр сильно пострадал: были разбиты статуи и стены из искусственного мрамора, практически полностью уничтожен плафон.
Новый подъем в истории театра случился, когда на престол взошел Николай II. В начале XX столетия была проведена реконструкция, создан новый интерьер фойе, над которым трудились Леонтий Бенуа, Леон Бакст, Константин Сомов, а на сцене в то время блистали Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Агриппина Ваганова. Это был несомненный расцвет. Но близился 1917 год...
После революции
После революции, когда искусство стало принадлежать народу, реанимировать театр безуспешно попытался Всеволод Мейерхольд. Тогда же для повсеместно строящихся дворцов культуры из Эрмитажного театра было вывезено все оборудование, а в самом здании на Дворцовой набережной разместился Рабочий университет имени Луначарского. В 1930-х годах в помещении театра проводились различные концерты, читались лекции. В 1935-м театр прекратил свою деятельность.
Советское время не прошло бесследно и в архитектурном плане. Были прорублены боковые двери, так как раньше существовал только один вход — царский. Эти изменения несколько нарушили былую идеальную акустику зала. Благородная зеленая бархатная обивка кресел в советское время была заменена на красную. В зале добавили первые ряды, и сделано это было за счет укорачивания сцены, добавились также боковые ложи. Обзор из этих лож, конечно, неважный, поэтому сейчас их облюбовали ценители оперы, ведь акустика во всем зале одинаковая, и звук, несмотря на все изменения архитектуры, до любого места доходит одинаково хорошо. Один из секретов заключается в том, что под сценой располагаются ниши для усиления акустики.
Возрождение традиций
Театр снова открыл свои двери в 1991 году. За это время не было каких-либо серьезных реконструкций, периодически делается косметический ремонт и освежается общий вид здания. Сейчас в Эрмитажном театре заканчиваются работы над звуковым оборудованием, и с середины апреля в зале можно будет проводить самые технически сложные мероприятия без привлечения сторонних организаций. Ранее была заменена подсветка карниза и статуй. Как сообщила «Карповке» старший администратор Эрмитажного театра Ольга Гаврилова, больше модернизаций пока не планируется, хотя есть потребность в оборудовании театра пандусами для людей с ограниченными физическими возможностями. Несмотря на это, в Эрмитажном театре регулярно проводятся мероприятия совместно с благотворительными фондами для детей-инвалидов.
В 2014 году Государственный Эрмитаж отмечает свое 250-летие, и Эрмитажный театр принимает в этом непосредственное участие. Осенью будет запущен большой проект совместно с Центром оперного пения, Академия русского балета с октября возобновляет традицию вручения студенческих билетов на подмостках театра, поскольку при императрице Анне Иоанновне на месте театра существовала танцевальная школа, ставшая позднее Академией.