В начале апреля Российский аукционный дом объявил о продаже 24 земельных участков на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта. Территорию бывшего мясокомбината «Самсон» предполагается пустить с молотка за 14,9 млрд рублей, с тем чтобы построить 540,6 тыс. кв. метров жилья и 138,5 тыс. кв. метров офисной и коммерческой недвижимости, в том числе торговые павильоны и отели. Под последние предлагается приспособить расположенные на территории заброшенного предприятия здания ТЭЦ, холодильно-колбасного цеха и лайфстага, в котором держали скот перед бойней.
Здания эти являются памятниками культурного наследия регионального значения, что автоматически накладывает запрет на их снос. Однако, как подчеркнул в беседе с «Карповкой» директор петербургского отделения Московского индустриального банка, которому принадлежит «Самсон», Хамзат Арсамаков, по результатам историко-культурной экспертизы было получено разрешение на их реконструкцию с сохранением исторических контуров и интерьеров зданий.
В границах продаваемых участков оказались и знаменитые бронзовые скульптуры быков В. И. Демут-Малиновского, привезенные к главному входу «Самсона» в 1936 году с бывшего Скотопригонного двора на набережной Обводного канала, 100, при его переустройстве в молокозавод. Отлитые еще при Николае I статуи сейчас находятся в удручающем состоянии. Можно полагать, что скульптор, которому по легенде даже снились его ожившие быки, не порадовался бы многочисленным повреждениям его детищ. Сегодня за слоями шелушащейся зеленой краски уже сложно разглядеть бронзовые образцы лучших традиций монументальной пластики.
Похоже, что ценность скульптур потерялась даже в глазах дотошных чиновников. Пытаясь узнать о судьбе Взорки и Невзорки (так, по одному из преданий, назвали отливавшие их братья Дмитриевы), «Карповка» неоднократно обращалась во всевозможные органы петербургской и федеральной власти от районной администрации до Министерства культуры. Но, что удивительно, городские чиновники, будто сговорясь, заявляли о том, что быки являются памятниками федерального значения и отправляли с вопросами в Москву, где их коллеги открещивались от произведений эпохи высокого классицизма, кивая в сторону региона.
Как оказалось, отсутствие сведений о бронзовых скульптурах быков связано с тем, что памятники культурного наследия уже долгое время находятся в частной собственности «Самсона». И, как рассказал Хамзат Арсамаков, в ней и останутся после продажи земельных участков предприятия. По его словам, в границы одного из лотов статуи попали чисто случайно. «Граница участка, которую указал аукционный дом, не верна, — подчеркнул господин Арсамаков. — В действительности граница проходит по забору».
Так что пока очередной переезд Взорку и Невзорку не ждет. Более того, «Самсон» намерен в ближайшее время привести быков в порядок, направив в Смольный запрос для получения разрешения на их реставрацию. «Скульптуры надолго останутся на этом месте как символ истории как города, так и предприятия, как стражи территории, — продолжает Хамзат Хамидович. — За их сохранность будет отвечать „Самсон“. Хотя, может быть, их и передадут в госсобственность. Но повторю, что в чьей бы собственности они ни находились, сдвигать их не будут».
С точки зрения истории, наверное, оно и хорошо. Быки, явно не рассчитанные на украшение входа в мясокомбинат, рядом с которым их поставили без согласования с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, спустя какое-то время прижились-таки на новом месте. Как отмечают архитекторы, конструктивистский завод подчинил классицистические скульптуры так, что они более чем органично вписались в ансамбль и стали символом социалистической мясной промышленности. «Мясисто-плотные быки теперь определенно выражали идеал советских мясозаготовителей», — писал драматург Сергей Носов в своей книге «Тайная жизнь петербургских памятников». Но вот смогут ли бронзовые быки выжить в окружении новомодных отелей, бизнес-центров и многоэтажек-муравейников, которые появятся на месте «Самсона», неизвестно.