Сегодня мне представляется, что события вокруг парка Малиновки далеки как от градостроительных, так и социальных проблем. Мне странны «конфликты» в связи с желаниями одних людей духовно обогатить место, а других — сохранить рекреационные общественные зоны. Я не вижу причин для противостояния, мне кажется, что скорее требуется не разъединять, а объединять позитивные (а и те, и другие — позитивны) силы общественности и городской администрации, совершенствуя среду обитания. В конечном итоге конфликт легко разрешается выделением дополнительных (а они в избытке) площадок для строительства, благоустройства и озеленения. В сегодняшних же процессах скорее слышны отзвуки неясной мне борьбы неких сил, выясняющих не то политические, не то коммерческие отношения. В здешней городской среде, которой нечем гордиться кроме торгово-развлекательных центров, возражения против создания уникального духовно-просветительского комплекса, вовсе не уничтожающего зеленую зону, но поднимающего ее качество на новую высоту, для меня иначе не объяснимы.
Я только один из авторов многочисленных архитектурных концепций, претендующих на реализацию на данном участке. Тем не менее считаю наше предложение лучшим и попробую его защитить, разъяснив авторскую позицию.
Обширная рекреационная зона, на которой предполагается строительство комплекса, представляет собой незавершенный парк без признаков «ансамблевости» в окружении напряженных автомагистралей и насыщенной жилой и коммерческой застройки. Транзит пешеходов, выгул собак, мамы с детишками, коллективные выпивки с последующим мусором — таково использование территории сегодня. Объемы существующих здесь церкви и часовни, гуманизируя ситуацию по сути, не могут играть роль необходимых пластических и смысловых акцентов и представляются в стилевом, образном и масштабном исполнении достаточно случайными.
Проекты коллег, которые мне довелось видеть, представляют собой концептуально традиционные однотипные решения: избыточную по пространству и масштабу окружающей застройки территорию «уравновесить» еще более монументальным объемом будущей доминанты. Мне же представляется, что возводить на абсолютно плоском участке громаду «муравейника» на десять тыс. человек — это слишком резкий ход. Идя «от места», от его планировочных и социальных, человеческих проблем, мы предложили совершенно нестандартный ход — создать динамически срежиссированное и эмоционально осмысленное «чудесное» пространство с развернутой цепью сюжетов и кульминацией в верхнем храме, начав с пластики земли, оживить местность насыпным валом, за которым можно укрыть и нижние этажи храма, и подземную часть с технической и хозяйственной инфраструктурой, сформировав внутреннюю соборную площадь с обращенными к храму аркадами духовно-просветительского центра. Это позволило бы создать необычное, укрытое от внешнего мира сакральное пространство, пластически и содержательно контрастирующее с урбанизированным и достаточно безликим архитектурным окружением.
Отсюда возникла идея соединить колокольню с верхним храмом прозрачным объемом зимнего «Райского сада», к которому примыкают с двух сторон галереи библиотеки и музея православной семьи. Горизонтальный объем оранжереи поднимается пологим ступопандусом, эмоционально готовя людей ко встрече с соборным пространством. В то же время «Райский сад» имеет и большое самостоятельное значение. Часть людей, которая еще не готова ко встрече с храмом, сможет приходить именно сюда, чтобы заниматься на курсах цветоводства, ландшафтного дизайна или просто отдыхать с детьми от городской суеты и житейских стрессов. В нашем суровом климате это очень важно, особенно для горожан, не имеющих собственных дачных участков. Рано или поздно, я уверен, эти люди непременно придут и в храм. И в пути этом им поможет «Райский сад».
Проект предусматривает также устройство на колокольне карильона и исполнение церковной и классической колокольной музыки.
Слишком личный, слишком современный и нетривиальный язык и свежесть подхода с настороженностью воспринимается заказчиками. Гораздо проще согласовать прямую историческую стилизацию, увеличив при необходимости некий образец до нужных размеров и «поставив» копию куда угодно.
Проблема просвещенного заказчика и мецената существует повсеместно. В церковной архитектуре на нее накладывается проблема и просвещенного архитектора, и просвещенного прихожанина, и просто обывателя — жителя близлежащих мест. Хотелось бы, чтобы они чаще находили друг друга.
В тексте использованы фрагменты интервью «Райский сад на проспекте Косыгина» // Капитель. 2011. № 2 (20).