«Карповка» побывала на лекции Владимира Никитина, известного украинского урбаниста, кандидата архитектуры и основателя международного проекта Foundation for future. Для наших читателей мы выбрали самые интересные мысли из его выступления об эволюции и смысле города.
Человек создал три формы организации своей жизни. Первая форма — сельские поселения. Здесь есть земля, на которую нанизаны семейно-родовые ячейки. Жизнь села вписана в природные циклы, все к ним привязано. Существует убеждение, что все есть родство и соседство, а все ваши шаги в селе находятся под тотальным непрерывным наблюдением соседей. Это очень устойчивая и очень сложная форма жизни. Я, уже будучи профессором, одно время жил в селе и выглядел там полным идиотом, потому что не знал, какие семьи враждуют и кому сколько платить за дрова. Это медленное общество, которое живет по традиции, — здесь важно уважение к старшим. Ты не можешь занять какое-то высокое место в обществе, не достигнув определенного возраста.
Вторая форма — кочевье. Здесь уже появляется некоторая привязка к маршруту. Появляется идея пути, как у Чингисхана. При этом сохраняется структура традиций, а также важность иерархии старший–младший.
Наконец, в Древней Греции Тезей, по легенде, после победы над Минотавром основывает первый город — Афины. Появилась идея закона, и сформировались новые формы организации, обеспечивающие этот закон: армия, государство, администрация. У молодежи наконец-то появляется шанс сделать карьеру, не старея. Открывается пространство, куда можно уйти из своей родовой ячейки. Я не буду полностью описывать эволюцию городов, но она сводится к тому, что появлялись новые слои и новые пространства, например, пространства профессиональной ремесленной работы, торговые гильдии, в какой-то момент зародился университет, который практически выступил механизмом развития городов.
Город — одна из наиболее сложных и устойчивых форм организации человеческой жизни. Государство по сравнению с ним — образование гораздо более хрупкое и шаткое. Санкт-Петербург — город достаточно молодой, а он уже вошел в три государства. Киев, в котором я живу, пережил как минимум семь или восемь государств. Удивительно, что об этом не говорят.
Происходит это по одной простой причине. Возьмем программы политических партий: там всегда говорится про государство и общество, и практически никогда не упоминаются города. Города сейчас не являются субъектами политики, главная их функция — организация баланса и жизни. В Российской империи в конце XIX — начале XX веков было очень мощное муниципальное движение. В городах появилось самоуправление, а также соответствующие представления о том, что такое хорошая жизнь. Санитарные нормы были очень серьезные. К примеру, в царской России жизненное пространство человека измеряли в кубических саженях, в 20-е годы XX века, когда стали массово расселять новых жителей, в городах на человека начали приходиться уже квадратные метры.
Когда появилась советская власть с лозунгом «Вся власть Советам», я не понимал, что это значит, был ребенком. А смысл состоял в том, что вся власть в стране принадлежала городским советам, и города давали центральной власти только то, что хотели и могли дать. Они распоряжались бюджетом, социальными нормами жизни.
В 20–30-х годах произошло знаменательное и нерадостное событие — у городов забрали бюджет, и сложилась та система, которая существует сейчас. Все деньги идут в центральный бюджет, потом города получают то, что им дает центральная власть. То есть города потеряли самостоятельность экономическую. Но кроме того, изменилось само представление о городе. При формировании советской теории градостроительства город начал восприниматься как базовая территориальная пространственная единица единого народохозяйственного комплекса. Похожее представление о городе остается и сейчас.
Основной продукт города — это свобода. Город, по Бауману, — место, где можно встретиться с незнакомцем. Там все время порождается «иное». Даже городские женщины за счет того, что они постоянно себя преображают, представляются каждый раз по-новому и создают ощущение городского разнообразия.
Город есть символизация и реализация идеи мирового дерева, которое имеет крону в небесах, ствол на земле и корни в земле. Настоящий город всегда обращен к небу, к вечности, и в то же время к миру мертвых и умных. Город, не имеющий мертвых, не может быть городом. Что такое мертвые? Это не только кладбища, это в первую очередь библиотеки. Библиотека — место актуальное, где мы общаемся с ушедшим. Это историческая память города, это окружающая нас архитектура.
Город живет всегда в связке дом–город–расселение. Важнейшее место в этой цепочке занимает дом. Он может существовать без города, а город не может существовать без дома. Представить себе дом посреди чистого поля не составляет проблемы, а представить городские ворота или площадь в поле — нереально.
Вначале всегда идет эволюция дома. И сейчас она происходит ускоренными темпами. Раньше структура дома была повторением той же самой космической схемы — в нем было все расписано: значение красного угла, порога, количество коньков на крыше. Дом повторял структуру мира своей ориентацией, разделением покоев. В Японии, например, у женщин не было имен — их звали по тому месту, что они занимали в доме. Например, старшая жена была Госпожа северных покоев, а в японской интерпретации «Золушки» главную героиню звали «Каморка», потому что мачеха в сказке посадила ее жить в каморке.
В период индустриализации жилище и его значение изменились. В Российской империи дома в городе строили в соответствии с табелем о рангах: колонны на доме могли иметь только дворяне — купец колонны «завести» не мог. Графский это дом или просто дворянский, можно было определить также по фасаду: восемь там было колонн или только две. При взгляде на дома сразу была понятна социальная ступень его владельца.
Следующий этап преобразования дома пришел с индустриализацией. Во время массового заселения городов всем жителям нужно было предоставить равные условия — тогда появилась идея микрорайонов, многоэтажек. Фактически дома в том качестве, в котором они были раньше, исчезли. Сейчас идея домов возвращается, но происходит это странно. Частные дома строят под ключ, а вы просто туда заезжаете. Правильно же, когда дом под себя создает хозяйка вместе с хозяином, в доме должна жить семья.
Что сейчас характерно для мегаполисов? Взять хотя бы Токио. Там примерно 75% молодых людей до 35 лет не собираются заводить семью, большая часть из них живет в одиночестве. Появилась идея дома-капсулы. Так как в Токио земля дорогая, у японцев открылись такие гостиницы, общежития, в которых вам выделяют прекрасно технологически оборудованную ячейку-капсулу размером метр на два, и вы в ней в одиночку комфортно живете.
Похоже, сегодня вопрос будущего города упирается в вопрос будущего семьи — сохранится ли идея семьи, когда города разобьются на одиночки, превратится ли город в муравейник для одиночек? Если будет семья, если в доме есть хозяйка и хозяин, тогда и смысл города продолжит жить.
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
Как уже успел заметить наш дорогой читатель, «Карповка» в последние несколько месяцев обновила не только дизайн сайта, но и расширила круг тем, на которые мы для вас вещаем. Теперь это не только строительство и градозащита, но и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе велодвижения и метро, культурная жизнь города и в целом урбанистика.
Как обычно, в рамках Петербургского международного экономического форума представили свои инвестиционные проекты строительные компании и архитектурные бюро. Некоторые из них весьма интересны.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com