Петербургский проект «Дача в городе» уже более года бесплатно учит горожан мастерству городского садоводства, а его участники высаживают цветы на улицах города. «Карповка» встретилась с основателем проекта Ольгой Смердовой и побеседовала с ней о вопросах озеленения города своими силами.
Уже более года в Петербурге работает экосоциальный проект «Дача в городе». Это частная добровольческая инициатива, и ее главная цель — превратить Северную столицу в зеленый город-сад. В рамках «Дачи в городе» горожан бесплатно учат основам садоводства и ландшафтного дизайна, проводят экскурсии в питомник растений, а также организуют посадки цветников в городской черте. «Карповка» встретилась с основателем проекта Ольгой Смердовой и побеседовала с ней о вопросах озеленения города своими силами.
Ольга, скажите, по вашим наблюдениям, есть ли у горожан потребность и желание самостоятельно заниматься озеленением городской среды?
— Знаете, когда люди регистрируются к нам на курс, мы предлагаем им заполнить небольшую анкету, где просим ответить на несколько наших вопросов. Среди них такой — есть ли у человека желание создать цветник в городе, еще есть подпункт — «уже создаю цветник».
Оказалось, что из почти 500 человек, заполнивших анкету, 63 уже имеют свой цветник. Скорее всего, все это из разряда начинаний, но согласитесь, 12% — достаточно большая цифра.
Как к вашей инициативе создания цветников своими силами относятся городские власти? Каким вы видите взаимодействие с муниципалами?
— Взаимодействие муниципальных властей и инициативных горожан я вижу в виде некого симбиоза, консенсуса, когда действия связаны, а власти и горожане поддерживают друг друга ради одной большой цели.
На данный момент я вырабатываю некую стратегию по работе с муниципалами, потому что нужно четко понимать, что мы сами от них хотим. Конечно, хотим поддержки — чтобы жители не боялись властей, чтобы они знали, что их поддержат в плане согласования цветников, может быть, помогут подвезти землю и купить саженцы. Нам очень хочется наладить с городом конструктивный диалог.
Главное, не загубить людскую инициативу. Я часто представляю себе какую-нибудь бабушку, которая выходит из дома сажать цветник — у нее много свободного времени, но, естественно, небольшая пенсия и нет возможности закупаться дорогими сортами растений и какими-то декоративными элементами. Поэтому в ход идет все, что есть дома, а это, как правило, что-то старое, некрасивое. Так во дворе появляются мягкие игрушки, шины — а они не только неэстетичны, но еще и токсичны — все это вредно как для человека, так и для растений и почвы. Нужно постепенно внедрять эстетику городского садоводства — тогда, может быть, все будет более цивилизованно.
В моих представлениях о далеком будущем Петербург из маленьких цветничков должен превратиться в один большой цветущий сад. Это выполнимо, причем может получиться красиво и не пестро с точки зрения стилистики, если и сами создатели цветников к этому отнесутся серьезно; когда будет установлен некий консенсус между соседями, ухаживающими за цветником в своем дворе, когда действительно будет проработана и начнет соблюдаться концепция оформления районов.
Расскажите подробнее, что это за концепции оформления районов?
— Об этой информации я узнала совсем недавно, потому как, когда я общалась со своим муниципальным округом, ни о каких концепциях речи не шло. Нам просто сказали — делайте все, что хотите, но делайте не плохо. А что такое плохо и что такое хорошо — никаких критериев нам не давалось.
Но вообще, в городе есть разные архитектурные стили, где-то они смешаны, а где-то один микрорайон или двор действительно выдержаны в одном архитектурном облике. Чтобы оформление зеленью и цветами не противоречило постройке, нужно очень хорошо и серьезно относиться к подбору растений. Допустим, если это дом в классическом стиле, там должны быть растения паркового, регулярного типа — например, розы. При создании сада рядом с домом в стиле модерн нельзя сажать подсолнухи и лопухи.
Проблема в том, что я действительно никогда не видела этого в работе. Муниципалы сами в принципе могут быть не в курсе, что у них должна быть какая-то концепция по благоустройству. Просто, когда собираетесь разбить цветник, изучите сами стиль той территории, где вы находитесь. Где-то в спальных районах можно, например, поэкспериментировать со стилем кантри — садить разные злаки, почвопокровные растения с высокой травой, с красивыми цветочными газонами. В центре все должно быть более строгим — что-то вроде регулярного цветопарка.
Если ориентироваться на муниципалов, на архитектурные концепции, появляются очень жесткие рамки — что можно, а что нельзя. Где людям включать творчество, чтобы они, грубо говоря, не чувствовали себя бесплатными садовниками?
— К вопросу о других ограничениях — на дачных участках их действительно гораздо меньше. В городе все-таки свои экологические условия — здесь больше тени, почва, как правило, вообще никуда не годится. Постоянно приходится выискивать, буквально из десятка растений выбирать, что посадить, чтобы все прижилось и не нужно было бы ухаживать за посадкой каждый день. Но творчества на самом деле очень много. Приведу пример. Есть такое понятие, как карта декоративности. Сама карта — это некий план, обозначение того, когда и какие растения на вашей клумбе цветут. Потому что в идеале круглый год на клумбе должно быть что-то яркое, красивое. И надо продумать все так, чтобы, когда одно растение расцвело и завяло, на смену ему зацветало следующее. Надо сказать, что это процесс не из легких — для творческих натур, причем очень усердных.
Что касается стиля, не думаю, что у нас все так жестко и в одном дворе разрешено сажать только одно растение. Хотя даже моносады — когда есть только одна культура — могут выглядеть совершенно разными. Например, если вы занимаетесь разведением гортензии, — у нее есть разные сорта. Или можно выбирать какие-то очень простые растения и просто их стричь. Это может быть простая стеночка из растений, но вы ее так обстрижете, что это может стать произведением искусства.
Ольга, вы наверняка изучали растения, которые сажают в Петербурге. Можете назвать самые оптимальные, которые легко здесь приживаются?
— Первое, что у лекторов возникает в голове при таком вопросе, — это хоста. Если он не суперсортовой, то он очень легко приживается, красиво и пышно растет. Еще я любительница растения под названием астильба. Оно многолетнее, любит тень, а на садовых участках Ленинградской области самая большая проблема — нехватка солнца, не говоря уж про город. Кроме того, это растение не слишком требовательно к почве. Из кустов посоветую спирею — у нее очень много разных видов. У меня в городе сейчас прирастает японская. Только в этом году смогу точно сказать, как здесь поживает.
Вообще, я рекомендую сажать многолетники — мы же еще и на экологию в городе работаем. Есть такие цифры — не знаю, насколько надежные, — что 150 кв. метров газона обеспечивают кислородом сто человек в год. Даже если вы сажаете травинку, вы реально улучшаете экологию города. Здесь нет смысла смеяться. А многолетники — это то, что вы посадили один раз, но оно потом много лет будет «работать» на чистоту воздуха и красоту двора. Хотя они, правда, менее яркие, чем однолетники.
Давайте представим такую ситуацию: я живу в обычной пятиэтажке и хочу благоустроить свой двор. Как мне узнать, могу ли я посадить у себя под окнами георгины, допустим? Куда мне пойти и что делать?
— Для начала нужно выяснить, принадлежит ли территория дому, — для этого нужно отправиться в ТСЖ, в свою управляющую компанию. Там же нужно уточнить место посадки клумбы — существуют различные правила относительно того, какое должно быть расстояние от дорожки, от стены дома, от коммуникаций. В январе были последние обновления законодательства относительно этой темы. Если в управляющей компании не против — а у них не должно быть весомых причин вам отказывать, — нужно заранее попросить их отметить для себя место под цветник, чтобы саженцы случайно не скосили во время благоустройства территории.
Как вы сажали клумбу у себя, в Приморском районе? Какова была процедура?
— В рамках проекта «Дача в городе» мы проводили конкурс на лучший проект цветника, учили основам цветоведения и дизайна. Естественно, хотелось наградить участников за учебу и реализовать совместно какой-то проект. Мы взяли самые подходящие для территории района элементы из идей цветников и создали новый проект. Клумбу решено было делать рядом со Школьной улицей — в своем районе проще договориться и ухаживать за цветником.
Как мы его согласовывали? Зашли в отдел благоустройства Приморского района, сказали: «Мы, инициативные граждане, хотим провести такое-то мероприятие». Нас попросили не разбивать клумбу на только что посаженном газоне в центре двора и предложили разместить на том месте, где раньше цветник уже был.
Кое-какие растения мы завозили со своих дачных участков, кое-что нам подарили приемники растений. В подарок от Русского музея нам досталось несколько ящиков анютиных глазок. Мы с ними сотрудничали на выставке «Императорские сады России». У них такие нормы, что они раз или даже чаще в сезон полностью меняют цветы — сажают и потом выкапывают. Садовник узнала, что у нас такой проект, и подарила нам много-много анютиных глазок. Шикарный подарок! В самой посадке участвовало не так много народу — человек 11. На клумбу попали, прежде всего, многолетники, в самые жаркие вечера мы их сами поливаем.
В этом году мы решились выйти в совершенно неизвестное открытое пространство в рамках конкурса на лучший проект городского цветника. Он идет с 15 марта по 20 апреля. Каждый желающий может нарисовать проект. Затем наше жюри его оценивает с точки зрения не только ландшафтной грамотности, но и душевного, творческого подхода. Потом лучший проект будет реализован. Для этого мы свяжемся с местными органами власти. Если нужно, завезем на участок землю, наши партнеры обещают обеспечить растениями. Человек получит реализацию своего проекта, другие участники «Дачи в городе» смогут поучаствовать в создании, а главное, в городе станет еще чуточку красивее.
Фото: предоставлены автором
Ответственность за памятник первостроителям Петербурга, ветшающий недалеко от культового туристического места — Сампсониевского собора, не хотят брать ни музейщики, ни власти.
«Карповка» побывала в деревне Малой Каменке близ Парашютной улицы — посмотрела на жизнь оставшихся там жителей и на медленную смерть поселения.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке закрылся на капитальный ремонт. Несмотря на то что руководство культурного учреждения до сих пор не выбрало подрядчика для его проведения, здание цирка уже покинули животные, а артисты готовят новую программу для шапито, которое появится в городе в первый день зимы.
Шведское судно Tre Kronor — реплика галиота «Секрет» капитана Грея прошло в устье Невы под алыми парусами, ознаменовывая начало новой жизни выпускников.
Каждый кинотеатр может кроме коллекции фильмов похвастаться еще и богатым прошлым, а также увлекательным настоящим. «Карповка» узнала историю легендарных кинотеатров в центре Петербурга и выяснила, чем они живут сегодня.
Евгений
ГИБДД организовала проверку светофора на Васильевском острове по жалобе читателя «Карповки» С уважением, редакция "Карповки"«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Глеб
Никогда не понимал прелести капания в земле.