Цемент вошел в скульптурную практику еще в конце XVIII века: об изготовлении скульптурных деталей было известно уже в 1840–1850 годах. Больше всего скульптур из цемента было сделано в Петербурге.
В Санкт-Петербурге можно насчитать тысячи скульптур. Все они сделаны из мрамора, гранита, бронзы и других материалов, помогающих образу сохраниться не на один век. Однако мало кто знает, что в начале прошлого века в ленинградской скульптуре появилось новое явление — скульптура из цемента.
Как рассказал «Карповке» знаменитый петербургский скульптор Павел Игнатьев, изучающий этот жанр, цементную скульптуру в России представили около 20 авторов. «Мне кажется, они перевернули весь процесс изготовления скульптуры, начав работать с искусственным материалом. Фабрики, которые изготавливали материалы, взяли на себя технологический процесс, а архитекторы перестали быть технологами и разделились на художников и инженеров», — считает он.
Цемент вошел в скульптурную практику еще в конце XVIII века: об изготовлении скульптурных деталей было известно уже в 1840–1850 годах. Массовое же производство декоративных статуй и скульптур, конечно, было связано с ростом производства портландцемента, самого распространенного из этого семейства материалов. Благодаря совместной деятельности великих ученых Шуляченко и Белелюбского, предпринимателей Ливена, Липгардта, Мальцева и архитекторов Сюзора, Бенуа, цемент завоевал доверие в России.
Больше всего скульптур из цемента сделано в Санкт-Петербурге, который в тот момент был еще столицей России. Также из нового материала были отлиты прекрасные статуи скульптора Матвеева в крымском имении Кучук-Кой, много декоративных работ сделано в Риге, где, кстати, находился старейший цементный завод Российской империи.
«Недавно в архиве, в одном из технических журналов начала века, я наткнулся на чертеж огромного монумента, высотой 20 метров, который был возведен во Франции и стоит до сих пор. Мне довелось пообщаться с несколькими ведущими историками-цементоведами из Европы. Видел похожие на петербургские скульптуры в Лейпциге, но пока у меня складывается впечатление, что больше всего „богов из бетона“ именно в Петербурге. Этот жанр стал популярным в России еще и из-за памятников плана советской монументальной пропаганды 1918–1920 годов», — рассказал Павел Игнатьев.
За счет выдвинутой Владимиром Лениным стратегии развития монументального искусства в России появилось множество скульптур. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры.
Скульптуры на доме знаменитого садовода Эйлерса на улице Рентгена.
В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политикой военного коммунизма, для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс, бетон, дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, а лучшие из них впоследствии предполагалось перевести в «вечные» материалы. Для того чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похож на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он все же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установки городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда» была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции.
«Я очень люблю этот материал, и получилось так, что сначала изучал петербургские постройки, когда учился в аспирантуре строительного университета, но спустя какое-то время все мои записи или аспирантские доклады пригодились, когда я столкнулся с этими произведениями лицом к лицу на лесах», — рассказал Павел Игнатьев.
Совместно с партнером, скульптором Денисом Расуловым, он воссоздавал утраченные фигуры на доме Смирнова, расположенном на Введенской улице, орла на доме Путиловой на Большом проспекте П. С., огромных сов на Доме городских учреждений — все эти статуи были когда-то сделаны из цемента. Реставрировал петербургский специалист и 14 фигур путти на доме Баранова на улице Егорова (архитектор Гингер, скульпторы Рачин и Никитин).
«Рассказывая про свои работы в докладах, я прежде всего пытаюсь объяснить, что большинство этих монументальных скульптур сделаны не безвестными мастерами, а выпускниками Академии художеств, чьи работы ответственно хранятся в Русском музее и других коллекциях. Мелкая пластика таких авторов, как Матвеев, Лишев, Троупянский, Кузнецов, невероятно возросла в цене на аукционах. На мой взгляд, нельзя относиться к произведениям на домах безответственно, это те же подлинники, находящиеся в единственном экземпляре, сохранившие авторскую поверхность», — считает Павел Игнатьев.
В нашем городе среди сохранившихся цементных скульптур можно назвать: дом Бассейного товарищества на улице Некрасова архитекторов Вирриха, Зазерского и Бубыря; дом Эйлерса на улице Рентгена; дом Розенштейна на Большом проспекте Петроградской стороны, исполненный скульптором Разумовским по рисункам архитектора Белогруда; Дом военморов на Петровской набережной с шестиметровыми скульптурами матроса и рабочего. Автор этой скульптуры, Яков Троупянский, оформил до революции более 20 построек.
Фото: Петра Прайса, Ксении Чепига
После семи лет реставрационных работ ограду сада им. 9 Января — бывшую ограду Собственного сада Зимнего дворца город так и не смог привести в порядок.
Самый мрачный и таинственный петербургский памятник архитектуры СИЗО «Кресты» оказался не нужен ни федеральным, ни городским властям. Как так вышло — выясняла «Карповка».
Чуть больше месяца назад вход в дом с Ротондой стал общедоступным, но платным. Что изменилось за это время в знаменитом парадном и можно ли считать эксперимент удачным, «Карповка» узнала у жильца дома и инициатора акции. А заодно поинтересовалась у обитателей других культовых петербургских мест: как они относятся к идее брать с посетителей плату за вход?
В последние годы в Петербурге в массовом порядке под крышами исторических зданий-памятников появляются самовольно построенные мансарды. Как подобное происходит и что за это бывает — выясняла «Карповка».
Петербург часто называют Северной Венецией, ведь 10% его площади занимают внутренние воды. Однако при таком количестве рек и каналов доступ к воде для горожан ограничен — удобных пешеходных набережных почти нет, а потребность в них имеется. «Карповка» разбиралась, реально ли превратить набережные Петербурга в полноценные общественные пространства.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
вЪсовщикъ
и чугунно-бронзовыми скульптурами лениных, дзержиньских, востриково-калининых можно вполне украшать аттики домов и устои мостов и путепроводов
будет не хуже цемента