Весь месяц май в нашей стране принято считать победным, ибо День Победы был, остается и, надеюсь, будет оставаться той скрепой, которая объединяет многонациональный российский народ.
О победе, в которую верили в осажденном Ленинграде, напоминают некоторые дома, построенные или восстановленные вскоре после Великой Отечественной войны.
Один из них — дом на углу улиц Пестеля и Моховой.
Когда-то он был намного больше. Не по высоте — по ширине. Построенный на рубеже XIX–XX веков Михаилом Евментьевым для своего отца, купца 1-й гильдии Александра Евментьева, он занимал участок до 21-го дома на Моховой улице и до 8-го на улице Пестеля (тогда — Пантелеймоновской).
Ныне только одна его часть сохранила облик, созданный в 1900 году. Другая, угловая часть, перестроена Анной Лейман после Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов. И хотя были сохранены прежние объемы здания, декор выдает время возведения этой части дома. Почему так произошло? Объяснение довольно простое. Этот дом был разрушен буквально в первый день после блокады Ленинграда. Бомба прошила его сверху донизу. Значительная часть стены, выходящая на улицу Пестеля, рухнула, а угловой эркер невероятным образом устоял и возвышался над грудой обломков, словно превратившись в неприступную для врага башню. Уцелевшее стенное зеркало на верхнем этаже качалось, как будто хотело отразить в себе все происходящее.
Но судьба словно компенсировала тяжелую рану тем, что увековечила этот, в общем-то, рядовой жилой дом рубежа веков в искусстве. Именно эту его трагическую страницу.
Художник Вячеслав Пакулин, создавший в осажденном городе потрясающую серию гуашей с видами Ленинграда, запечатлел страшную картину разрушения. Он жил рядом, в доме № 15 на Литейном проспекте, доме, который уцелел в войну, но не смог уцелеть в мирное время. В 1977 году он был поставлен на капитальный ремонт, но после разборки деревянных перекрытий выяснилось, что старая кирпичная кладка не выдержит новых железобетонных перекрытий. Дом разобрали. Впрочем, речь не о нем.
В 1942-м поэт Вадим Шефнер написал о доме № 10 на улице Пестеля в стихотворении «Зеркало»:
Как бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена,
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена.
Еще обои порванные помнят
О прежней жизни, мирной и простой.
Но двери всех обрушившихся комнат,
Раскрытые, висят над пустотой.
И пусть я все забуду остальное —
Мне не забыть, как, на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Свидетель довоенного уюта,
Над сыростью изъеденной стене
Тепло дыханья и улыбку чью-то
Оно хранит в стеклянной глубине.
...Теперь в него и день, и ночь глядится
Лицо ожесточенное войны.
В нем орудийных выстрелов зарницы
И зарева тревожные видны.
Его теперь ночная душит сырость,
Слепят пожары дымом и огнем.
Но все пройдет. И что бы ни случилось —
Враг никогда не отразится в нем!
Упомянут этот дом и в автобиографической повести Даниила Аля «Приказа умирать не было».
Сейчас можно вздохнуть об утраченном довоенном облике здания. При восстановлении дома эркер делать не стали. Наоборот, угол скосили, как и в первом восстановленном после войны здании — на углу Кирпичного переулка и улицы Гоголя (ныне Малой Морской). Однако следует вспомнить, что в послевоенном Ленинграде было не до воссоздания точного облика рядовой дореволюционной застройки, тем паче такие дома не считались исторически ценными. И вот тут стоит обратить внимание на то, как тактично новая часть была вписана в сложившийся облик. И еще — на угловое окошечко последнего этажа. Овальное, оно напоминает старинное стенное зеркало, которое висело над руинами дома в блокаду, отражая ежедневный подвиг ленинградцев.
Считать надписи, сделанные на памятниках более века назад, искусством или вандализмом и стоит ли их в таком случае сохранять и показывать общественности — вопрос спорный.
С марта 1964 года по сентябрь 1965-го Иосиф Бродский жил в деревне Норенская. На днях стало известно, что сейчас в этой деревне планируют открыть музейно-выставочное пространство «Иосиф Бродский в Норенской». Время, проведенное в деревне, позже Бродский назовет самым счастливым.
В Петербурге сегодня праздник — День Достоевского. На протяжении вот уже пяти лет в первую субботу июля по всему городу проходят спектакли, флешмобы, кинопоказы, экскурсии, выставки, лекции, посвященные Федору Михайловичу. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время разворачивается действие самого знаменитого и самого петербургского романа писателя «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»
На днях я прогулялась по только что открытой для посетителей рекреационной зоне в Сестрорецке. Она располагается на части территории бывшего Сестрорецкого инструментального завода и является частью проекта его редевелопмента под общественно-деловой и жилой комплекс. Не буду касаться вопросов строительства, а просто расскажу о впечатлениях от прогулки.
Всем хорош самокат: ускоряет передвижение по загруженному мегаполису, обогащает досуг, улучшает физическую форму. Надо только знать правильные места в городе.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
garde
Не кажется ли уважаемому АВТОРУ странным, что при множестве слов нет ни одного изображения столь обильно описываемого здания ? Почему это произошло?
Не хочется чтобы зритель своими глазами убедился в правде сказанного? :)
Используйте возможности интернета по полной — дополняйте свои сочинения видами объектов описания.