Каждый кинотеатр может кроме коллекции фильмов похвастаться еще и богатым прошлым, а также увлекательным настоящим. «Карповка» узнала историю легендарных кинотеатров в центре Петербурга и выяснила, чем они живут сегодня.
Для жителей Петербурга кино всегда было неотъемлемой составляющей культурной жизни, и даже в блокаду Ленинграда кинозалы всегда наполнялись зрителями. Для кинематографа в городе выбирались и строились красивые здания, помогающие совершить переход из жизни реальной, зачастую прозаичной, в мир ярких образов и киношных страстей. А тем временем об истории и жизни самих кинотеатров Петербурга мало кто знает, а ведь их существование порой достойно ленты режиссера. Когда родился кинотеатр, кто проектировал здание, как менялись названия и как живет кинотеатр сегодня — «Карповка» выяснила историю легендарных кинотеатров Петербурга.
Утренние газеты Петербурга в декабре 1914 года разнесли добрую весть: 27 декабря напротив Аничкова дворца открывается первый в России по удобству и богатству отделки кинотеатр «Пикадилли». Зал с балконом был рассчитан на 800 мест — невиданная ранее для России величина. В эпоху «великого немого» кинотапером в «Пикадилли» был Дмитрий Шостакович — справедливости ради стоит заметить, что он подрабатывал во всех центральных кинотеатрах Петербурга того времени. В зрительном зале «Авроры» можно было нередко встретить и Владимира Набокова — о своем пристрастии к кинотеатру писатель рассказывает в 11-й главе автобиографического романа «Другие берега».
Само здание «Пикадилли» было построено по проекту гражданского инженера Николая Степанова и архитектора Василия Шауба. В 1923–1924 годах архитектор Борис Альмединген провел реконструкцию и по-новому оформил интерьеры. Тогда же появился всеми узнаваемый портик. Внутренние помещения были перепланированы за счет сноса примыкающих к кинотеатру сооружений.
Нынешнее название «Аврора» кинотеатр получил только на свой 19-й день рождения. С конца 1929 года страницы газет заполняются письмами возмущенных ленинградцев: мол, странное именование «Пикадилли» непонятно рабочему человеку, и в 1932 году, в день празднования 15-й годовщины Октября, кинотеатр получает имя «Аврора». В 1936 году архитектор Николай Шеломов снова внес коррективы в облик любимого горожанами кинотеатра: через год после начала работ площадь его была увеличена вдвое, выстроены фойе и концертный зал.
В годы Великой Отечественной войны «Аврора», как и другие кинотеатры в центре, практически не прекращала свою работу — лишь во время самой жестокой блокадной зимы. В 1998 году, в год своего 85-летия, кинотеатр получил в подарок большие реставрационные работы — тогда «Аврора» восстановила свой исторический облик.
На сегодняшний день кинотеатр ежедневно принимает около тысячи зрителей, если в прокате хороший фильм, и около 600 человек приходят на картину средней популярности. По словам директора «Авроры» Людмилы Григорьевой, руководство кинотеатром, расположенным в здании со столь богатой историей, нисколько для нее не затруднительно. Ремонт и уход ему требуются ровно в той же мере, как и другим зданиям. Последний раз ремонтные работы кинотеатр «Аврора» видел в 2005 году, когда был оборудован малый VIP-зал. В целом же руководитель оценивает состояние постройки как хорошее и отмечает, что в ближайшее время никакие реконструкции и ремонтные работы ему не грозят.
Первое упоминание о своеобразном культурно-зрелищном учреждении под названием «Биофонауксетофон» (сокращенно «Биофон») на Невском проспекте, 67, появилось в газете «Биржевые ведомости» 12 октября 1907 года. Там давались сеансы прослушивания артистов драмы, оперы, оперетты и эстрады. На смену «Биофону» пришел кинотеатр «Сатурн», появившийся в 1911 году стараниями владельца дома — капитана первого ранга Николая Чайковского. «Сатурн» в 1933 году переименовывают в «Кино — массам», уже через два года название кинотеатра вновь меняется — он становится привычным нам «Художественным».
Только начиная свою работу, специализировался «Художественный» на комедийных и музыкальных фильмах. Само же здание, где ныне располагается кинотеатр — трехэтажный дом с флигелями, — построил в 1842 году архитектор Роман Кузьмин. В 1883 году дом надстроили до пяти этажей. Капитально здание поменялось благодаря архитекторам Ивану Володихину и Василию Шене в 1915–1916 годах. Тогда дом на Невском проспекте, 67, стал оригинальным примером позднего рационального модерна. Плавно выгнутый эркер в центре прорезан узкими щелками проемов. Внизу дома под двухэтажной аркадой разместились торговые помещения. Окна сгруппированы тройками, широкие лопатки объединяют третий и пятый этажи.
Реконструкция «Художественного» проводилась не единожды — в конце 1930-х годов и в 1951-м архитектором Кириллом Иогансеном. С началом 1990-х годов эксплуатацией здания занимался ГУП «Кинотеатр „Художественный“» — кинопоказы тогда прекратились вплоть до 2005 года. В 2006 году под целевое назначение здание «Художественного» получило ООО «Синема мир».
В 2009-м инвестор сменился — им стало связанное с «Синема миром» ООО «Норд медиа». Однако принципиальных изменений в жизни кинотеатра при этом не произошло, так как директором обеих фирм являлся один и тот же человек — Дмитрий Алексеев. Структурам господина Алексеева удалось добиться выдачи постановления о строительстве в 2008 году, что позволило начать масштабную реконструкцию. Ее, в соответствии с постановлениями правительства, проводили «под жилые цели и кинотеатр с сохранением существующих габаритов». Речь идет о реконструкции семи помещений общей площадью 3,7 тыс. кв. метров в подвальном и первом этажах здания. Ремонтные работы были окончательно завершены только в 2012 году. Сейчас кинотеатр функционирует в штатном режиме.
Шестиэтажный дом был возведен в 1909–1910 годах гражданским инженером Симой Минашем. Архитектор включил в здание старую постройку, которая стояла на месте дома раньше, а также устроил во дворе дома кинематограф под названием «Мастер-театр». Известно, что прототипом дома стало здание на Социалистической улице, 14, архитектора Бориса Гиршовича. Облицовка нижних этажей здания сегодняшнего «Кристалл-Паласа» выполнена в камне. Стеклянный цилиндр врезался в фасад дома по центральной оси. Стены украшены изображениями филинов, используются в декоре и другие птицы — редкие для петербургской архитектуры лебеди.
До революции во дворе дома работал кинотеатр «Квисисана». Еще и сегодня есть напоминание об этой вехе в истории дома в виде вывески ресторана «Квисисана» во втором дворе. Голоса киногероев на Невском проспекте, 72, можно было услышать и в советское время — здесь находился Дом кино, а также первый в СССР звуковой кинотеатр «Кристалл-Палас». Последние десятилетия кинотеатр прожил под именем «Знание» — из названия ясно, что репертуар заведения составляли в основном документальные и научные фильмы. В конце октября 1997 года «Кристалл-Палас» открылся после реконструкции в качестве первого в Санкт-Петербурге кинотеатра с цифровым звуком.
В августе 2012 года «Кристалл-Палас» был закрыт на реконструкцию. Срок ее завершения и дальнейшее назначение здания неизвестны.
Дом в характере итальянского палаццо поздней палладианской архитектуры XVI века, замыкающий ансамбль Манежной площади, появился в 1914–1916 годы. Проект разработали выпускники Академии художеств Константин Бобровский и Борис Боткин. Если посмотреть наверх, то под крышей этого грандиозного строения можно увидеть статуи двух лежащих грифонов. Фасады и интерьеры дома выполнены по эскизам известного скульптора-модельщика Александра Громова. Уже в 1917 году в здании был размещен концертный зал с кинотеатром в бельэтаже. Самый первый кинотеатр здесь назывался «Сплендид-Палас» и считался одним из лучших в Петербурге. В знак солидарности с германским рабочим классом в 1924 году кинотеатр переименовали в «Рот-Фронт», правда, носил это имя кинотеатр недолго — до окончания Великой Отечественной войны. В конце 1945 года после победы кинотеатр получил новое имя — «Родина».
В 2009 году решением общественного совета города киноцентр «Родина» был занесен в «Перечень расположенных на территории Санкт-Петербурга объектов недвижимого имущества, назначение которых представляет ценность для жителей Санкт-Петербурга и рекомендуется к сохранению». Таким образом, общественность признала уникальность киноцентра и его историческую значимость.
В 2013 году завершились работы по реконструкции второго этажа здания, приуроченные к столетнему юбилею киноцентра. Практически за всю вековую историю здания это был его первый капитальный ремонт. В ходе реконструкции интерьерам второго этажа здания вернули их облик начала XX века — восстановлена в своей исторической окраске утраченная ранее скульптура, на стены вернулась лепнина. Проходившая реконструкция открыла реставраторам неожиданные секреты: обнаружилась «тайная комната», о существовании которой никто ранее не знал, ибо в планах она обозначена не была. Помимо обновления интерьеров, на грядущий юбилей кинотеатр «Родина» обновил и свои технические возможности: теперь билет на понравившийся фильм можно купить без очередей в кассу с помощью электронного автомата. Пока такая машина — единственная в Петербурге.
Целый ряд кинотеатров, расположенных преимущественно во внушительных зданиях сталинской постройки, принадлежит сегодня структуре «Петербург-Кино»: «Заневский», «Фильмофонд», «Дружба», «Уран», «Восход». Почти все они расположены в отдаленных от центра районах и позиционируют себя как детские кинотеатры. Репертуар у них такой же, как и во всем городе. Правда, фильмы в прокате появляются чуть позже, чем у коммерческих собратьев, зато цены на билеты приятно дешевле.
Особняком в пятерке стоит только кинотеатр «Фильмофонд», разместившийся в вытянутом двухэтажном доме 1958 года постройки, где и находится головная организация — государственное учреждение культуры «Петербург-Кино». Под крышей дома в стиле сталинского неоклассицизма на Пискаревском проспекте, 32, собрана богатейшая коллекция из нескольких тысяч фильмов, снятых почти за сто лет. Кинотеатр в здании открылся в 2009 году на базе второго по величине фильмохранилища постсоветского пространства.
Что касается остальных — детских кинотеатров, несмотря на общего владельца и схожий характер работы, у каждого из них свои проблемы. Например, кинотеатр «Восход», расположенный на улице Пограничника Гарькавого, 22/1, в Красносельском районе, отметил в 2012 году свое 50-летие. За полувековую историю существования здание сталинской постройки так ни разу и не ремонтировалось. А тем временем, по словам сотрудника «Восхода» Аркадия Иванова, помещения его находятся не в лучшем состоянии, протекают устаревшие батареи.
Схожие проблемы и у кинотеатра «Уран» на Ярославском проспекте, 55. Он работает в двухэтажном здании дореволюционной постройки, по стилю напоминающем неоклассицизм. У зрителей кинотеатр не очень популярен — на сеанс приходят в основном дети: местные школы заказывают здесь просмотры обучающих фильмов. Здание кинотеатра давно жаждет обновления. Капитальный ремонт в доме не проводился с момента его постройки: прохудилась крыша, стены из-за высокой сырости повреждены грибком, плохо функционирует система отопления. О ремонте здания, к сожалению, пока никто не заикается.
«Репертуар у нас свежий, но беда в том, что все создатели фильмов переходят на цифровой формат, а для этого нужна дорогостоящая аппаратура, которой у нас пока нет», — делится с «Карповкой» другими наболевшим проблемами кинотеатра заведующая отделением Мария Мужичук.
Схожая ситуация с отсутствием современного цифрового оборудования в «Дружбе» на Московском проспекте, 202. Детский кинотеатр здесь расположился на первом этаже десятиэтажного дома в стиле сталинский неоклассицизм 1953 года постройки. Однако на отсутствие посетителей никто не жалуется, ведь кроме кинопоказов здесь проходят еще и детские выставки, праздники, а также другие мероприятия.
Три года назад «Дружба» пережила капитальный ремонт — в кинотеатре появилось современное оборудование, обновились коммуникации, интерьеры залов и фойе, сообщил «Карповке» руководитель отделения «Петербург-Кино» Валентина Одигитриевская.
Позитивные изменения в последнее время коснулись и кинотеатра «Заневский» на Новочеркасском проспекте, 47/1, расположенного в жилом доме сталинской постройки. В 2009 году он закрывался на несколько месяцев, чтобы вернуться к зрителям с отремонтированным фойе, залами и новым цифровым оборудованием. «В фойе сделали косметический ремонт, теперь у нас стало уютно, по-домашнему», — радуется руководитель заведения Светлана Жукова. А еще в кинотеатре заработал бесплатный Wi-Fi. Не хватает, правда, хорошего кафе — в здании есть только несколько вендинговых автоматов.
«Заневский» сегодня, по словам Светланы Жуковой, пользуется у местного населения большим спросом. Во-первых, учеников сюда для просмотра обучающих фильмов приводят школы, во-вторых, цены на билеты в кинотеатре почти вдвое ниже, чем обычно. «Кинокартины мы даем не первым экраном — только недели через три после того, как фильм выйдет в прокат. Но многие приходят именно к нам, потому что получается намного дешевле», — поясняет директор «Заневского».
Фото: Петра Прайса
Затяжная метель в Петербурге в фотографиях.
Фотопрогулка по самому элитному району Петербурга.
Тыквы, ведьмы, вампиры в фоторепортаже «Карповки».
Отель-дебаркадер, или плавучую пристань, во второй раз пытаются убрать от Елагина острова.
Успейте занять свободные места.
Страшные истории арендаторов, приехавших в город на ПМЖ.
«Карповка» узнала, как чувствует себя тот, кто переехал из коммуналки в отдельную квартиру.
«Карповке» рассказали, как люди свободных профессий устроили коммуну в коммуналке и что из этого вышло.
Фотопрогулка по самому элитному району Петербурга.
Самый противоречивый район Петербурга в 20 фотографиях.
Промзона против мостов и канала.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com