После того как депутат Госдумы Роман Худяков узрел на сторублевой купюре голого Аполлона, «Карповка» отправилась на прогулку по городу, отыскала несколько примеров «непотребств» в архитектуре Петербурга и узнала, можно ли исправить, по версии некоторых наших законодателей, «недоработку» скульптора.
Депутат Госдумы Роман Худяков недавно заставил широкую общественность пристально всмотреться в сторублевую купюру. Если деньги вас интересовали ранее только как средство оплаты товаров и услуг, то напомним, что на ценной бумаге банка России изображен не кто иной, как Аполлон, управляющий колесницей с крыши Большого театра. На первый взгляд, прекрасное произведение искусства… Но вот незадача: скульптор, в отличие от депутатов Госдумы, совсем не подумал о нравственности и не прикрыл причинное место греческого бога — а ведь на деньги смотрят дети! (Даже если раньше и не смотрели, то теперь все школьники наверняка с увеличительным стеклом рассмотрели бессмертное произведение Петра Клодта).
Надо сказать, не только скульптор Клодт не предвидел столь мощного подъема нравственности в нашей стране. На многих петербургских зданиях, если присмотреться, можно увидеть обнаженную натуру. «Карповка» отправилась на прогулку по городу, отыскала несколько примеров «непотребств» в архитектуре и узнала, можно ли исправить «недоработку» скульптора.
В самом центре Северной столицы на главной магистрали города туристов и жителей Петербурга встречают кариатиды с голой грудью. «Бесстыдницы» расположились практически под крышей здания на Невском проспекте, 65. Здание отличается богатой отделкой и строилось по заказу знаменитого банкира Генриха Блокка, который начал свою карьеру конторским мальчиком, но благодаря уникальным деловым качествам разбогател и создал в 1884 году собственную банкирскую контору. Именно по заказу Блокка архитектор Леонид Фуфаевский возвел пышное строение, украсив его замысловатыми узорами и скульптурой.
Неподалеку на улице Восстания, 35, полукруглый фронтон здания поддерживает квартет из женских скульптур с неприкрытыми прелестями. «Дамы» появились здесь в XIX веке — здание строилось по проекту архитектора Павла Сюзора. По воспоминаниям горожан, в конце 1950-х годов в советское время в этом здании работало молодежное кафе «Буратино». На входе висело объявление, в котором посетителей просили заранее согласовывать с администрацией кафе тексты песен, которые будут исполняться во время свадьбы, — вдруг чего неприличного споют гости торжества. Зато оголенные кариатиды на фасаде тогда никого не смущали.
Озабоченным вопросами нравственности и защиты детей от «греха» депутатам в переулке Ульяны Громовой лучше тоже не гулять. Там на эркере дома № 4 зодчий Фомичев неосмотрительно разместил фигуры кариатид, да не каких-нибудь, а беременных.
Скульптурные композиции, где тело кариатид прикрыто лишь наполовину, можно увидеть также на Большой Морской улице, 43, на набережной канала Грибоедова, 2, в Саперном переулке, 15, и еще по ряду адресов.
В архитектуре Северной столицы встречаются не только примеры обнаженной женской натуры, но мужской и даже детской. Скульптурную композицию, где два голых кудрявых малыша возлежат с виноградной гроздью у декоративного медальона, можно найти на Английской набережной, 6. А статую обнаженного юноши можно лицезреть в одном из самых «густонаселенных» туристами месте — на здании выставочного зала «Манеж». В общем, прекрасных образцов скульптуры, в которых воспевалась бы красота обнаженного тела, на зданиях нашего города — масса.
Возникает вопрос: есть ли смысл переживать за сохранность памятников культуры, если у других депутатов России тоже случится массовое обострение на почве нравственности?
Прецеденты, когда реставраторы прикрывали «достоинства» скульптур в нашей стране уже были. Тому же Аполлону, что почти сто лет простоял, в чем мать Гера родила, был в ходе реставрации «приклеен» фиговый листок. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждал, что эта деталь божественного туалета была видна на найденных фотографиях скульптуры конца XIX века.
Заместитель председателя «Росрегионреставрации» Юлия Логинова поясняет: в традиционной практике реставрации памятник первоначально детально изучается — оценивается его сохранность, на основе которой дается подробное описание всех элементов. Часто на памятнике могут присутствовать следы предыдущих реставраций — поздние реставрационные восполнения (докомпоновки из камня или синтетических материалов) в виде отдельных деталей скульптуры или декора. В разные времена, например, делались докомпоновки, скрывающие наготу скульптуры: такая практика имела место после эпохи Возрождения или в советское время. Также Юлия Логинова вспоминает зарубежный опыт Италии, где многие скульптуры докомпоновывались.
Специалист отмечает, что в современной практике реставрации, если у скульптуры отсутствуют какие-либо фрагменты или атрибуты декора, проводится изучение иконографических источников: исторические фотографии, описание, аналогии данной скульптуры. Если удается выявить исторический облик утраченных фрагментов и он хорошо читаем, то данный вопрос обсуждается на реставрационном совете: необходимо ли воссоздавать эти элементы или нет. В случае принятия положительного решения в процесс вступает скульптор-реставратор, который по фотографии приступает к процессу воссоздания утраченного фрагмента.
«Если нет необходимости в воссоздании элемента или вовсе данный элемент никогда не присутствовал на памятнике, то его не придумывают», — добавляет Юлия Логинова.
Фото: Петра Прайса, std3.ru
Впервые представленный на суд общественности проект реконструкции Конюшенного ведомства вызвал массу недовольства со стороны градозащитников. Однако, несмотря на многочисленные реверансы инвестора в сторону экспертов, чьи замечания он признал обоснованными, корректировать проект ЗАО «Плаза Лотос Груп» не намерено.
Когда на фасад дома № 7 в Перекупном переулке торжественно повесили мемориальную доску в память о знаменитом художнике Марке Шагале, у жильцов появилась надежда, что уж теперь-то на их бедственное положение обратят внимание, помогут разобраться с недобросовестной управляющей компанией и сохранить исторический адрес. Но ничего не изменилось.
Запоздалая реставрация Лопухинского сада, которой так рьяно много лет требовали жители Петроградского района, частично сотрет его историческую память. Несмотря на трепетное отношение подрядчика к гению и живописности места, многих привычных старожилам элементов сохранить не удастся.
«Карповка» отыскала петербуржцев, которые так любят свой город, что оставили память о нем на своей коже на всю жизнь. Смотрите подборку настоящих петербургских татуировок.
Заявленные в начале года стахановские планы КРТИ по ремонту, реконструкции и строительству дорог медленно, но верно накрываются медным тазом. Причина тому — неумение чиновников правильно оформлять заказы на проведение работ. Поэтому сотрудникам комитета придется чуть ли не одновременно перекрывать половину города для ремонта и реконструкции дорог.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
Уже 20 лет в бывшем красном уголке РЭУ существует Театр Дождей и в 50-местном зале ставит спектакли, на которые достать билеты порой невозможно. Об истории театра, адаптации к другим сценам и о том, как сделать спектакль успешным, — в новом материале рубрики «Театральные пространства».
Театр музыкальной комедии, единственный работавший в блокаду Ленинграда, на протяжении всего своего существования испытывает сложности. О непростой судьбе театра, периоде скитаний и цели вернуть былое читайте в новом материале проекта «Театральные пространства».
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
skystar
Ага, давайте теперь ко всем экспонатам Эримитажа пририсуем одежку? Не вылечат его. слабоумие — это врожденное либо старческое.
Катя Торопова
Этот неразумный чинуша захотел попасть в новости. Ему удалось. Очень жаль, что СМИ подняли столько шума из-за наркотического бреда какого-то неадеквата. А статья прекрасна. Действительно — не город, а эссенция разврата :))
Евгения
У Худякова, похоже, мозгов как у курицы. У губернатора мозгов побольше то будет, не станет он страдать такой ерундой.
Egorka
особенно шапочка на мальчике хороша ) а депутата ХУдякова — вылечат, не переживайте )