Нашумевшая история с граффити-портретом Виктора Цоя на улице Восстания заставила наконец правительство Петербурга задуматься о легализации стрит-арта. Как можно развивать уличное изобразительное искусство в Северной столице, чиновники Смольного решили узнать у петербургских граффитчиков.
Недавно во дворе дома № 8 на улице Восстания на стене трансформаторной подстанции белорусские граффити-художники движения HoodGraff нарисовали портрет Виктора Цоя в преддверии годовщины гибели рок-музыканта. Несмотря на высокое качество рисунка, акция оказалась довольно спорной, ведь портрет появился в историческом центре Петербурга, территория которого считается чуть ли не сакральной.
Узнав о том, что портрет Цоя могут закрасить, поклонник его творчества врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко не только распорядился о том, чтобы граффити осталось нетронутым, но и решил легализовать стрит-арт. Не откладывая дело в долгий ящик, вице-губернатор Владимир Лавленцев накануне провел встречу с молодыми петербургскими уличными художниками.
Как ни странно, господин Лавленцев, отвечающий в правительстве Петербурга за содержание жилищно-коммунального хозяйства, и сам оказался поклонником граффити, хотя и не особо понимал, как их можно внедрить в архитектуру культурной столицы. В итоге полтора часа 40 граффитчиков вместе с ним пытались решить этот вопрос.
Как считает координатор белорусского движения HoodGraff Арти Бурж, хотя граффити и нельзя считать видом искусства, они могут очень колоритно вписаться в петербургскую среду и отобразить культуру города. «Граффити обязательно должны быть в центре города, так как именно в нем и есть дух Петербурга, — отметил молодой человек. — И не важно, что согласование граффити в сердце Петербурга с чиновниками будет долгим». При этом сами участники движения HoodGraff и портрет Цоя, и изображения Эйнштейна, Доктора Дре, Хью Хефнера и даже новый неизвестный создаваемый сейчас шедевр в историческом центре города рисуют нелегально.
Кстати, граффитчики понимают, что в центре города должны появляться рисунки только профессиональных уличных художников. При этом вовсе необязательно, что изображения будут наноситься непосредственно на стены зданий-памятников. Например, граффити могут стать отличным украшением синих строительных заборов или безликих строительных лесов, которые закрывают реставрируемые дома. «Если дать под раскраску синие строительные заборы и как-то это контролировать или же рисовать на строительных сетках, — это будет украшать город и не навредит архитектуре», — заметила аэрограф Анна Гвоздарева.
Что же касается городских окраин, тут свобода самовыражения граффитчиков должна быть шире. Здесь уличные художники надеются в первую очередь на появление «легальной стены». «В Хельсинки власти специально построили стометровую стену, на которой любой желающий может нарисовать граффити», — поясняет райтер Николай Сапрыкин. В Петербурге когда-то неофициально их было даже две — на «Ладожской» и на проспекте Маршала Жукова. Однако теперь и на них рисовать нельзя.
«На самом деле, городу нужно пойти по той же модели поведения, как и с другими молодежными направлениями. Например, когда в Петербурге не было парков для скейтбордистов, ребята катались где хотели и портили городское имущество. А когда парк-таки построили — стало лучше. Так же и с граффити: когда закрасили те две стенки, на них стали появляться рисунки, которые даже нам не нравятся», — отметил граффитчик Виктор Пузин.
Ведь тому, чтобы стрит-арт украшал, а не уродовал облик города, надо учиться. «А нам даже некуда пойти, чтобы учить людей качественно делать граффити», — добавила преподаватель граффити-школы Мария. «К тому же если человек имеет возможность делать рисунки правильно и законно, у него нет желания идти вандалить, — вторит ее коллега Анна. — Ведь граффити-культура очень красива и качественна, но не когда у тебя есть десять минут на нанесение рисунка, пока тебя не забрала полиция».
Выслушав все мнения граффитчиков, Владимир Лавленцев высказал готовность помочь уличным художникам выражать себя как на окраинах города, так и в историческом центре Санкт-Петербурга. «Администрация Центрального района уже предложила пять мест. Плюс в течение недели мы соберем предложения по другим районам, а также от наших ресурсоснабжающих организаций, объекты которых можно отдать под стрит-арт. „Легальные стенки“ вам сделаем. Думаю, что мест в итоге будет даже больше, чем художников, — порадовал ребят вице-губернатор. — Оформлять стены вдоль железнодорожных путей — вообще супер идея, которую мы на следующей неделе обсудим с руководством Октябрьской железной дороги. У нас еще и товарные поезда есть, которые также выглядят печально. Я вам скажу, что мы раз в год проводим объезд вдоль железнодорожных путей. И там, где сделаны красивые граффити, мы их не убираем».
Удивленные ребята с трудом поверили этим словам. Но еще больше их поразило обращение Владимира Лавленцева к смольнинским коллегам, которых он попросил оперативно отработать этот вопрос. «Ведь до зимы времени осталось не так много», — пояснил свою позицию вице-губернатор.
Самим граффитчикам он предложил сформировать нечто вроде профессиональной ассоциации, которая бы помогла и чиновникам развивать культуру стрит-арта в Петербурге, и выступала бы профессиональным цензором для самих уличных художников. «Ведь вы должны и иметь возможность реализовать ваш творческий потенциал, и вовлекать молодежь в цивилизованный досуг, и сохранять исторический облик Петербурга», — пояснил миссию профессионального объединения замглавы Центрального района Сергей Орлов. «К тому же на вас еще и лежит большая социальная ответственность за то, что творите», — добавила главный ландшафтный архитектор Петербурга Лариса Канунникова.
По итогам неформальной встречи стороны договорились встретиться еще раз в следующую пятницу, 29 августа, с тем чтобы уже подробно обсудить будущие шедевры, которые можно будет создать на предложенных городом участках.
Фото: Дарьи Фазлетдиновой, Петра Прайса, soul-foto.ru
администрация-петербурга, администрация-центрального-района, вандализм, изобразительное-искусство, исторический центр, урбанистика
Первый спектакль, которые артисты театра «Лицедеи» дадут на старой сцене, состоится до конца октября. Уже известно, что в честь возвращения в «Толстой сквер» покажут клоунаду Леонида Лейкина «Летите и пилите».
На Петроградской набережной стало пусто — один из символов Петербурга, легендарный крейсер «Аврора» успешно отбыл на доковый ремонт в Кронштадт. Проводить его пришли тысячи горожан. Однако разлука с «Авророй» будет недолгой. Буквально через два месяца — в ноябре крейсер может вернуться на место своей «вечной стоянки».
У смольнинских борцов с незаконными стройками у самих оказалось рыльце в пушку. «Карповка» выяснила, что в центре города безо всяких согласований ведется реконструкция детсада на Таврической улице. К тому же взамен захваченных под стройку спортивной и детской площадок во внутридворовом сквере построили площадку для сдачи ГТО.
«Работа губернатора — это как у хозяйки на кухне. Вот вроде бы все чисто, но всегда найдется, что надо прибрать», — делились с «Карповкой» своими впечатлениями о состоянии Петербурга избиратели. Многие из них проголосовали за второе пришествие Георгия Полтавченко на губернаторский пост. Но это не значит, что нареканий его деятельность не вызывает.
Корреспондент «Карповки» узнал у петербуржцев, каким именно должен быть губернатор и на что ему обязательно необходимо обратить внимание.
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
По прошествии почти 1,5 лет после незаконного выселения из бизнес-центра «Толстой сквер» артисты театра «Лицедеи» наконец вернулись в свои родные стены. Однако за время их отсутствия площадка у метро «Петроградская» стала напоминать Чернобыль. За тем, как актеры и студенты-театралы пытаются вдохнуть жизнь в обшарпанные стены, следила «Карповка».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
Второй сцене Мариинского театра в мае исполнился год. Корреспондент «Карповки» в рамках проекта «Театральные пространства» отправился в театр, чтобы узнать, какой «император» лежит там на полу, что можно увидеть вечером в фойе и каков вид с террасы на крыше.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com
Кирилл
@Egorka
Угадайте кто так может сделать в преддверии выборов? Правильно Оксана Дмитриева. Она мастер сваливать все проблемы на губернатора
Кирилл
Крутяк, может и наш город будет скоро украшен потрясающими граффити, как это сделано во многих городах европы)
skystar
@Леонтьев
А по-моему, это как раз и есть легализация. На площадках не нужно будет ничего согласовывать — приходи и рисуй сколько влезет, их для того и выделили, чтобы избежать волокиты, которая всегда отпугивает.
Egorka
скорее всего, часть картинок согласовывать придется. потому как — захотят они нарисовать хер на стене и нарисуют, а потом скажут — нам Полтавченко разрешил. @Леонтьев
Катя Торопова
Тут не стоит смешивать дух уличной культуры и привлечение художников для оформления города. Для многих это шанс показать свои работы, заявить о себе. Очень радует, что совок уходит из сознания чиновников. Постепенно, но уходит.
Лиза
@Леонтьев
Амедео Модильяни к примеру. При жизни работы этого художника не имели успеха, потому что не вписывались ни в одно художественное направление того времени, а не так давно его картина была продана с аукциона за 68,9 млн $. А то, что стрит-арт требует больших площадок, так в этом и есть оригинальность искусства. И сейчас в нем есть потребность у людей, и правительство обратило внимание на эту популярность, так что есть все шансы, что стрит-арт будет развиваться, а власти поспособствуют.
Леонтьев
@Лиза
почему редко оценивали художника современники?или вы имеете в виду вот таких вот уличных художников?так им оценка и не нужна,другого формата люди.Что ж,ваши слова да людям в уши,авось и правда станут развивать,правда искусство это неоднозначное,тк требует все больше и больше площадок для своего выхода.Меня этот вопрос и напрягает
Мишка-Миша
Мне кажется давно уже было пора как то наладить контакт власти и граффитистов. У нас есть много обалденных художников, но они лишены возможности легально создавать свои творения. Хорошо что эта ситуация начала меняться, главное сейчас чтобы эта тема не забуксовала как это часто бывает
Кирилл
Классно что пошла такая тема, оказывается у нас крутой губер, а не старпер каким кажется!)
Тут недавно видел как он облился водой в рамках проекта Ice Bucket Challenge. Значит в соцсетях тоже посиживает, ну или по крайней мере в курсе. Кароч удивил*)
Лиза
@Леонтьев
Возможно вы правы, я наверное поняла этот проект в более масштабном смысле. Во всяком случае, начать можно с одного проекта, а в будущем, если все пойдет так, как запланировано правительством, начать способствовать именно развивать стрит-арт, как искусство. Хотя, заметьте, что редко, когда художника высоко оценивали современники. возможно, через N-ое количество лет, люди будут по-другому относиться к граффити
Rain
@skystar
Нет, я думаю, что это как раз подстегнет молодежь развиваться в художественном плане, граффити станет более качественным, а не каракулями на стенах. Сами посмотрите, для того чтобы изобразить настоящую картину нужно время, а если ты думаешь только о том, чтобы не загребли — явно не до красоты уже.
Леонтьев
@Лиза
а все и не смогут согласовывать.Давайте придем к тому,что это отдельный городской проект,а не способ развивать граффити как искусство так масштабно как все думают.Выбранные властями стены будут красиво расписаны,на том и остановятся,разрисовывать весь город все равно не станут
Лиза
@Леонтьев
Я не думаю, что все художники захотят согласовывать свои «фантазии» с правительством. собственно, в этом тоже будет проявляться своего рода протест. И тогда снова будут рисовать где попало
Леонтьев
Лиза я бы не стал называть все это легализацией стрит-арта.Его как таковой не легализуют,а просто предоставят согласованные площадки для этого и сами рисунки будут конечно же согласовываться с городскими властями.
Лиза
@skystar
Не думаю, что после легализации правительством стрит-арта, художники, которые могут изобразить только лишь закорючку, перестанут рисовать где придется и тем самым заниматься вандализмом. Это скорее коснется тех художников, которые рисуют обалденные граффити: портреты и картины
skystar
Вот с одной стороны — свободные и легальные площадки для граффити — это определенно шаг к современному искусству и молодежи. С другой — теряется основной дух граффити, эдакий вызов обществу, некий протест, бунтарство, если хотите. Не умрет ли граффити как искусство в этом смысле?
Egorka
нужно их напустить на десяток одинаковых муравейников на Парнасе
Катя Торопова
Наконец-то!!! Давно пора эти депрессивные желтые стены закрасить! А тут еще и красота такая будет. Очень порадовала новость.
Саша
Полтавченко красавец, хоть и мужик уже в возрасте, но мыслит современно! Молодежь таким образом точно сможет расположить к себе!