Бизнес нашего времени
Петербургскую общественность на этой неделе взволновала история с продажей частными лицами через сайт «Авито» чугунных балясин из дома № 61 на Садовой улице, в котором в 1836—1837 годах проживал великий поэт и писатель Михаил Лермонтов. Предприимчивых бизнесменов Павла и Ольгу, разместивших объявление, не смутила противозаконность подобной продажи. Они разместили фото, указали телефон, цену — три тыс. рублей за штуку — и даже дали минимальную историческую справку: мол, не упустите возможность купить фрагмент лестницы, по которой поднимался и спускался сам Михаил Юрьевич. Всего в продажу поступило 48 балясин и несколько лестничных столбов, за все про все предприниматели надеялись выручить в сумме около 150 тыс. рублей.
Не смутили бизнесвумен Ольгу и многочисленные звонки, львиная доля которых поступила от петербургских СМИ. «Карповке» она сообщила, что балясины готовы купить даже за более высокую цену — пять тыс. рублей — и покупатель «приедет завтра», а сами чугунные столбики куплены у рабочих, грузивших металлолом. «Все согласовано с коммунальщиками, все официально», — подчеркнула женщина. Якобы новый собственник дома в связи с перепланировкой здания выломал перила, в том числе и старинные балясины, которые попали в руки Ольги и Павла.
С кем и как согласован «распил» лестницы в доме-памятнике регионального значения, пока неизвестно. Однако выяснилось, что до того, как попасть к Павлу и Ольге, чугунные герои истории два дня провалялись под аркой дома на Садовой улице.
Встревоженные горожане и журналисты в связи с этим стали осаждать звонками комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Про результат своего обращения в соцсетях рассказывает одна из жительниц Петербурга: «Я позвонила в комитет. Взявшая трубку девушка сказала, что это бред. Такого быть не может. Посоветовала перезвонить завтра».
После нескольких звонков журналистов КГИОП все-таки отреагировал и сообщил, что отправит на проверку специалиста. Тем временем градозащитник Дмитрий Негодин обратился в местный отдел полиции — в дом Лермонтова выехала проверка. На верхних этажах действительно были обнаружены свежие спилы.
В пресс-службе главного управления МВД по Петербургу и Ленобласти «Карповке» сообщили, что с поличным был взят 65-летний мужчина, проживающий на 6-й Красноармейской улице (судя по всему, тот самый Павел), — он пытался продать, в том числе и через интернет, указанные балясины. Мужчина и ранее занимался скупкой металла. По его словам, указанные балясины в количестве 30 штук он купил за 20 тыс. рублей у малознакомых граждан для последующей перепродажи. Балясины были обнаружены в квартире скупщика. Теперь полиция ищет злоумышленников, которые демонтировали чугунные балясины.
Градозащитники подозревают в «распиле» исторического памятника коммунальщиков. Руководство жилкомсервиса № 2 по Адмиралтейскому району, на балансе которого находится дом № 61, не знает, как злоумышленники проникли на объект и осуществили спил, и заверили, что это точно не мог сделать никто из сотрудников ЖКС.
КГИОП, специалисты которого все-таки выехали на проверку, правда лишь на следующий день, подал заявления по факту утраты исторических балясин, представлявших предмет охраны, в управление МВД по Адмиралтейскому району и прокуратуру Петербурга по статьям «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия» и «Нарушение требований сохранения памятников культурного наследия».
Незадачливым бизнесменам теперь не позавидуешь. Но за кое-что их даже можно поблагодарить — дерзкий «распил» привлек внимание общественности к маленькой и обыденной смерти доходного дома Шаховской. Если представить, что преступники так и оставили бы спиленные балясины под аркой, никто бы и внимания не обратил на происходящее. Отпиленные куски металла вполне вписываются в общий нынешней интерьер дома, в котором царят хаос и запустение. В лучших традициях наиболее мрачных строк Михаила Юрьевича.
Один, как прежде
Доходный дом княгини Шаховской (купца Чугреева) был построен в начале XIX века. В 1836—1837 годах в доме № 61 жил М. Ю. Лермонтов. Здесь им было написано стихотворение «Смерть поэта», велась работа над романом «Княгиня Лиговская». Из этого дома классик отправился в свою первую ссылку на Кавказ.
В советские годы в доме после надстройки этажей находились коммунальные квартиры. В память о поэте в 1962 году на стене была установлена мемориальная доска из гранита работы скульптора Н. В. Дыдыкина. Однако в 2006 году ее демонтировали под предлогом аварийности фасада и так не вернули на место. В данный момент она находится на сохранении в музее городской скульптуры и будет возвращена по окончании работ по ремонту и реставрации дома.
Расселение дома, постепенно приходившего в запустение, началось еще в 1990-х годах. В 2009-м дом был признан необратимо аварийным и расселен окончательно. Реконструкцию здания предполагалось производить за счет средств инвестора — им стала строительная компания «Петроинвест». Как сообщили «Карповке» в КГИОП, здание было передано инвестору в том же 2009-м, год спустя комитет согласовал концепцию приспособления данного объекта под современное использование. Однако от бумаг к практическим действиям ООО «Петроинвест» так и не перешло и никаких признаков жизни более не подавало.
Зато другие признаки жизни обнаружили в феврале 2012 года власти Адмиралтейского района. В ходе рейда они выселили из дома более 30 незаконно проживавших там мигрантов из Средней Азии, после чего инженерные коммуникации во всех квартирах отключили, а двери в подъезды и комнаты запечатали сваркой. Причем на тот момент в доме еще оставалось три нерасселенные квартиры.
Смольный решил отдать бывший доходный дом Шаховской в более надежные руки — в 2013 году было принято решение о передаче здания Мариинскому театру для обустройства там гостиницы. «Петроинвест» не был согласен с таким развитием событий, однако по завершении судебной тяжбы в пользу Смольного все-таки был выселен из дома — уже к началу 2014 года. В этот момент администрация Мариинки заявляла, что уже подыскивает проектировщика для создания проекта реконструкции дома. Планировалось сделать гостиницу класса «три звезды» для размещения приглашенных исполнителей, постановщиков, гостей театра. Реконструкцию и реставрацию здания проведут за счет внебюджетных средств, точные сроки работ будут определены после разработки проекта.
Однако на сегодняшний день (март 2015-го) дом оказался ничьим. «Этот дом не наш. Он нам никоим образом не принадлежит», — категорично заявили в пресс-службе Мариинки. Впрочем, в ходе разговора пресс-секретарь сообщила, что таков официальный ответ руководства и пояснила: «Я думаю, что процесс начат, но юридически этот дом еще не наш».
КГИОП сообщил «Карповке», что «неоднократно обращался в администрацию Адмиралтейского района и комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) по вопросу определения пользователя указанного объекта». Впрочем, никаких результатов своих обращений комитет не сообщил.
А годы проходят — все лучшие годы
Несколько лет общественность выступала за создание в городе Петра музея-квартиры Михаила Лермонтова. В течение прошлого и позапрошлого годов третьего числа каждого месяца заинтересованные горожане собирались у стен дома, чтобы прочесть стихи великого поэта. Взамен мемориальной доски, снятой в 2006 году, градозащитники несколько раз вешали картонный аналог — правда, неизвестные частенько снимали этот вариант доски. К самодельной доске петербуржцы возлагали цветы в память о любимом мятежном поэте.
В прошлом году, в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения Лермонтова, градозащитники и СМИ неоднократно задавали властям вопрос: когда же в доме на Садовой улице появится музей Михаила Юрьевича? На что получили неожиданный ответ: музей городу не нужен, потому что его нечем заполнить.
«С сожалением вынуждены отметить, что в результате многочисленных коренных перестроек дома, коренным образом была изменена отделка фасада — подлинные интерьеры квартиры Лермонтова на сегодняшний день утрачены. Музеи, находящиеся в ведении комитета по культуре Петербурга, не располагают коллекцией мемориальных предметов М. Ю. Лермонтова, которая могла бы лечь в основу нового музея. Коллекция мемориальных предметов и творческого наследия из музея Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище в настоящее время хранится в Литературном музее Института русской литературы РАН (Пушкинском доме). Руководство Пушкинского дома неоднократно высказывало твердую позицию о невозможности передачи экспонатов ни при каких условиях», — так объясняла позицию властей заместитель главы комитета по культуре Юлия Васютина.
Впрочем, как сообщили «Карповке» в КУГИ, одним из условий передачи дома на Садовой улице, 61, Мариинскому театру являлось создание мемориальной зоны Лермонтова в доме. Однако никакие конкретные параметры мемориальной зоны указаны не были.
На вопрос «Карповки», собиралась ли Мариинка отдать под музей целую квартиру или лишь ее участок, в пресс-службе театра затруднились ответить, сославшись на то, что это «слишком далеко и никаких конкретных планов нет».
Вероятно, у руководства Мариинского театра есть далеко идущие планы на дом Лермонтова, о которых пока не знает общественность. Но в реальности — только приходящий в запустение мертвый дом с мусором. Дом, который медленно растаскивают по кусочкам.