Современный японский художник Ясумаса Моримура подарил Эрмитажу фотопроект, посвященный жизни государственного музея в дни блокады Ленинграда. Стоимость подарка составила несколько миллионов рублей.
Проект «Эрмитаж. 1941—2014» был подготовлен художником в прошлом году к посвященной блокадному Эрмитажу выставке в рамках «Манифесты 10». На работу Ясумасу Моримуру вдохновило прочтение книги «Ленинградские Мадонны» Деборы Дин. Произведение американская писательница проиллюстрировала рисунками советских художников Веры Милютиной и Василия Кучумова — на них были запечатлены пустые залы музея с оставшимися на стенах картинами. Источник, близкий к компании Heineken, которая помогла в прошлом году организовать «Манифесту», сообщает, что пивовары выкупили фотографии Ясумасы Моримуры за несколько миллионов рублей.
Японский художник посетил Эрмитаж, нашел ракурсы с рисунков и сделал фотоснимки, при этом поместив в кадр себя в виде художника-блокадника. Ясумаса Моримура обработал фотографии и удалил со снимков сами картины, соединив современные виды залов музея и блокадные. На «Манифесте 10» в 2014 году фотографии художника показывали в запечатленных на снимках залах. Фотографии проекта «Эрмитаж. 1941—2014» можно увидеть только сегодня.
В открытом видеообращении Ясумаса Моримура говорит, что хотел напомнить всем о трагедии Ленинграда и заставить подумать об опасности для искусства, которую несет война.
Ясумаса Моримура известен как концептуальный фотограф и режиссер. В 2013 году работы художника выставлялись в музее Энди Уорхола в Питтсбурге, музее Хара и галерее Shiseido в Токио. Кроме того, господин Моримура выступил в роли художественного руководителя известной Йокогамской триеннале 2014 года. С помощью реквизита, костюмов, макияжа и цифровых манипуляций художник перевоплощался в узнаваемые предметы искусства и их создателей.