Обвалившиеся во время новогодних праздников колонны дворца Романовых в Ропше стали очередным примером того, как сохранение федеральных памятников архитектуры увязает в бюрократической волоките. Размер ущерба от длительного бездействия чиновников пока не поддается оценке.
Ропшинский дворец был построен в 1740-е годы в стиле классицизма и сперва служил минеральной лечебницей. Четверть века спустя по приказу императрицы Елизаветы он был перестроен в усадьбу в соответствии с проектом архитектора Растрелли. В историю дворец вошел как здание, в котором, где в 1762 году братьями Орловыми был задушен император Петр III.
После Октябрьской революции в ропшинской усадьбе развернулись рыбный питомник, животноводческий совхоз и птицефабрика. А после Великой Отечественной войны здесь находились летная часть и батальон химической защиты. После того как в конце 1970-х здание-памятник покинули военные учреждения, в нем произошло несколько серьезных пожаров.
В минувшую пятницу, 9 января, на портике фасада ропшинской усадьбы обрушились пять колонн. Предположительно, причиной тому стал произошедший накануне резкий перепад температуры, из-за которого лежавший на фасаде снег сперва подтаял, а затем превратился в лед, увеличив тем самым нагрузку и на без того держащиеся на честном слове конструкции.
Это, пожалуй, стало финальным аккордом в продолжительном разрушении федерального памятника архитектуры. По словам директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой, после того как здание еще два года назад перешло в ведение музея, никаких средств на воссоздание превратившегося в руины дворца не выделялось.
Руководство ГМЗ уже было вынуждено выпрашивать эти средства у федерального центра. Но все безрезультатно. При этом речь шла не о таких уж больших суммах — в последний раз в прошлом году госпожа Калиницкая просила у Минкульта всего 25 млн рублей на содержание и противоаварийные работы. Но, так и не дождавшись их, выкроила из бюджета ГМЗ «Петергоф» один млн рублей для того, чтобы хотя бы подготовить проект работ и не затягивать восстановление дворца Романовых.
Разговоры о скором воссоздании ропшинской усадьбы ведутся еще с 2011 года. Тогда гендиректор благотворительного фонда «Константиновский», при помощи которого был восстановлен дворец в Стрельне, Геннадий Явник заявил о подготовке проекта работ, с которым планируется ознакомить тогда еще президента, а сейчас премьера Дмитрия Медведева.
Затем решение проблемы было отложено на время передачи здания-памятника ГМЗ «Петергоф». И, как сообщали «Карповке» в администрации Ленобласти минувшим летом, по прошествии еще двух лет процесс оформления документов так и не был завершен. «Процесс долгий, но важно, что дело сдвинулось с мертвой точки», — бахвальствовали тогда чиновники.
Но руинированный памятник не выдержал бесконечной бумажной волокиты и обсуждения грандиозных планов по приспособлению его в музей и развалился. Сколько средств потребуется на его восстановление, пока неизвестно. По словам Елены Кальницкой, в ближайшие дни будет проведено обследование здания, по итогам которого будет составлена смета и станет понятна стоимость работ.
«Обвал колонн был ожидаемым событием. К сожалению, сейчас ситуация такова, что сохранение, казалось бы, самых ценных федеральных памятников архитектуры утопает в юридической возне, — отметил координатор движения „Живой город“ Дмитрий Литвинов. — Та же ситуация сейчас наблюдается и с Копорской крепостью, и с Часовой башней в Выборге, на которой только перед Новым годом установили леса, хотя она уже давно покрылась трещинами. Ведь и портик дворца находился в аварийном состоянии еще пять лет назад. Уже давно говорили о том, что он на грани обрушения. Поэтому я надеюсь на то, что обрушение колонн станет для сильных мира сего поводом наконец найти выход из ситуации и незамедлительно выделить средства на восстановление не только ропшинской усадьбы, но и других федеральных памятников».
Фото: save-sp-burg.livejournal.com
аварийное-здание, администрация-ленобласти, архитектура, гмз-петергоф, обрушение, памятник, реставрация, чп
Несмотря на протесты градозащитников и депутатов, вставших на защиту без пяти минут памятника и заваливших КГИОП запросами, снос исторического здания на территории Обуховской больницы продолжается. Ответственность за демонтаж никто на себя не берет. На объекте тем временем орудуют рабочие компании, засветившейся в уголовных делах «Оборонсервиса».
Минкульт завершил антикоррупционную экспертизу приказа об утверждении предметов охраны Выборга как исторического поселения федерального значения. На сохранение исторических объектов правительство РФ готово выделить до четырех млрд рублей. Однако градозащитники опасаются, что многие памятники не успеют увидеть этих денег.
Пока дворец Романовых в Ропше разрушается, криминальные личности отстраивают на береговой линии реки Стрелки свои дворцы. Несмотря на то что частные новоделы могут навредить экологии Константиновского парка и к тому же строятся с множеством нарушений, местные власти не спешат решать эту проблему.
Несмотря на активизировавшуюся в последние несколько лет бурную деятельность петербургских градозащитных сообществ, эффект от их противостояния власти и застройщикам едва ли можно назвать значительным. «Карповка» узнала у экспертов, почему это происходит и как можно изменить сложившуюся практику.
Столь нетипичный для петербургской зимы затяжной снегопад уже несколько дней парализует город. Пока вице-губернатор по ЖКХ Игорь Албин в лучших традициях Валентины Матвиенко предлагает горожанам самим выкапывать себя из снега, петербуржцы предпочитают играть в игру «Найди снегоуборочную машину».
«Карповка» рассказывает о жизни в коммуналке на тихой на первой взгляд улице и о том, что скрывается за фасадом прекрасного здания.
«Карповка» побывала в коммуналке на улице Комсомола и выяснила, зачем жильцы хранят пустые коробки и как живет друг детства Саши Васильева.
«Карповка» стала гостем в коммуналке на проспекте Обуховской Обороны, 229. Это здание, построенное в 1937 году, — одно из двух симметричных домов в стиле сталинского неоклассицизма, образующих ансамбль. До войны здесь были отдельные квартиры: в них жили сотрудники оборонных заводов «Звезда» и «Большевик».
Построенный на месте сгоревших декорационных мастерских, по замыслу Ксавье Фабра, концертный зал Мариинского театра представляет собой органический сплав истории и современности. Зарубежная и русская пресса смело прозвала зал акустической сенсацией и даже самой скрипкой Страдивари.
По прошествии почти 1,5 лет после незаконного выселения из бизнес-центра «Толстой сквер» артисты театра «Лицедеи» наконец вернулись в свои родные стены. Однако за время их отсутствия площадка у метро «Петроградская» стала напоминать Чернобыль. За тем, как актеры и студенты-театралы пытаются вдохнуть жизнь в обшарпанные стены, следила «Карповка».
Санкт-Петербургский государственный театр комедии им. Н. П. Акимова готовится к открытию юбилейного 85-го сезона. В рамках «Театральных пространств» «Карповка» побывала за кулисами лучшего, по мнению петербуржцев, театра города.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com