19 ноября 2018 , понедельник 06:34
RSS
Город
13:12, 24.12.2015

Агрессивные девяностые: история рока в Петербурге, часть III 

Клубная революция, эхо нью-йоркских тусовок и «молочное» пиво.

Развал Советского Союза вывернул наизнанку жизнь всей страны. Ленинградская рок-музыка всегда была очень чувствительна к социально-политическим мутациям государства, но это время смешало и вылепило заново весь ленинградский андеграунд. Девяностые стали в истории питерского рока совершенно новым этапом. Это было время первых рейвовых пространств, «самозахватных» сквотов и, конечно, рок-клубов совершенно нового формата. «Карповка» приводит третью часть рассказа об истории и местах русского рока в городе.

«Тамтам» — вдохновение Манхэттена, перевернувшее город

В начале девяностых угас и растворился Ленинградский рок-клуб, то легендарное сообщество, что существовало на улице Рубинштейна с 1981 года. Централизованная организация досуга молодежи стала, мягко говоря, не самой важной государственной задачей. Да и мастодонты русского рока — «Алиса», «Пикник», «Аквариум» и прочие — уже выросли из штанишек клуба и отправились покорять крупные площадки Москвы.

wHSa-U5CmMA

В музыкальной среде Петербурга зрел и рос нарыв из молодежной энергии и агрессии. В то же время, летом 1991 года, Всеволод Гаккель, бывший виолончелист группы «Аквариум», вернулся из путешествия по «странам победившего империализма». Одним из самых ярких впечатлений, привезенных Гаккелем из США, стал нью-йоркский клуб CBGB. В этом заведении на Манхэттене играли Guns N' Roses, KoRn и другие монстры мирового рока, туда захаживали Энди Уорхол и Уильям Берроуз. Вернувшись домой, музыкант, по собственным словам, ощутил некий импульс — потребность создать нечто похожее и в собственном городе.

Импульс Гаккеля материализовался в первый в Санкт-Петербурге современный рок-клуб — Tamtam. Это заведение должно было стать святилищем андеграунда в том смысле, в каком понимал его основатель: чистого, не обусловленного политическими репрессиями и экономическими трудностями. Локация для знакового клуба была выбрана довольно интересная: «Тамтам» располагался на Малом проспекте Васильевского острова, в доме 49, совсем недалеко от Смоленского кладбища. Здесь находился молодежный центр Василеостровского района, помещение в котором Гаккелю предложил председатель центра Александр Кострикин.

Клуб «Тамтам» стал тем самым местом, где лопнул набухший творческий нарыв питерской молодежи. Здесь зародилась рок-музыкальная волна 90-х и появились многие знаковые группы: «Король и шут», Markscheider Kunst, «Нож для фрау Мюллер», «Последние танки в Париже» и другие. На сцене гаккелевского клуба играли Tequilajazzz, «Джан ку», Wine и «Автоматические удовлетворители».

Заведение регулярно посещала милиция: рок-концерты часто сопровождались потасовками и мордобоем. Возможно, именно в «Тамтаме» оставил часть своих зубов Михаил Горшенев из «Короля и шута». Проявились и другие побочные эффекты освобожденной агрессии: так, в клубе практически всегда можно было найти наркотики — легкие и не очень.

тамтам1

1996 год стал последним в жизни «Тамтама». В этом году здание на Малом проспекте В. О. продали предпринимателям, легендарный клуб закрыли. Музыканты и публика первого современного рок-заведения не смогли смириться с этим сразу: в защиту «Тамтама» проводили митинги и акции протеста. Но самому Всеволоду Гаккелю, отцу-основателю клуба, его детище стало уже неинтересно. У виолончелиста появились новые творческие импульсы.

Сегодня в доме 49 на Малом проспекте В. О. располагаются парикмахерская, пельменная и чебуречная. Но клубная волна, поднятая «Тамтамом», распространилась с тех пор по всему Петербургу.

Легкое порно и тайные вечери в бомбоубежище

С расцветом «Тамтама» в Петербурге стали появляться и другие клубы подобного формата. Не все, правда, были столь глубоко андеграундными и панковатыми, но прозападный формат прижился в музыкальной среде окончательно.

В 1992 году появился клуб Indie. Его основатели — Николай Гусев и Петр Сытенков — сперва собирались открыть свое заведение в том же Василеостровском молодежном центре, из-за чего Гаккель, в силу своего характера, чуть было не закрыл «Тамтам». Тогда Гусев и Сытенков нашли другое помещение в ДК имени Ленина у станции метро «Пролетарская». Сегодня там, как и 23 года назад, располагается культурный центр «Троицкий».

Создатели позиционировали Indie как в первую очередь развлекательное заведение. Там можно было увидеть и послушать шоу-группу «НОМ», попасть на концерты и DJ-сеты зарубежных музыкантов и отдохнуть в баре за просмотром легкого порно. Но проблема мордобоя остро стояла и здесь. Правда, виновниками и зачинщиками считали представителей местной «дворовой молодежи». В конце концов брызги крови на концертах довели и этот клуб: в 1994 году Indie закрылся из-за конфликта организаторов с «Троицким».

тоннель1

В 1993 году Петербург пополнился еще одним клубом, на этот раз на Петроградской стороне, в двух шагах от «Спортивной». Новый клуб взорвал музыкальную среду города: это было рейвовое пространство, расположившееся в настоящем бомбоубежище. Название было соответствующее — «Тоннель». Интересно, что клуб «Тоннель» находился в Любанском переулке, огибающем сквер, который в 2012 году стал сквером Виктора Цоя. Напротив этого заведения нового формата находилась легендарная «Камчатка».

тоннель

«Тоннель» тоже не миновали кровавые бойни, наркотическая эйфория и визиты милиции. Все это не мешало гостям и хозяевам устраивать отрывные вечеринки между сессиями «маски-шоу». Клуб просуществовал до 2011 года, когда Федеральное агентство по управлению госимуществом выиграло суд против арендатора. Клуб закрыли, а чтобы никто из завсегдатаев не устроил там вечеринку, бомбоубежище отключили от коммуникаций и намертво заварили входные двери.

Триада на Обводном и клуб-путешественник

Андрей Бурлака, продюсер и музыкальный журналист, рассказал «Карповке» об интересной клубной триаде, появившейся в середине девяностых на набережной Обводного канала.

«Там, где сейчас пафосный торговый центр „Лигов“, находился кинотеатр „Север“ („Норд“). В его помещении с начала 90-х постоянно пытались закрепиться разные клубы. Довольно долго просуществовала там такая организация, как „Театр нерешенных проблем“. А потом все перестроилось, и на этом месте появилась система из трех клубов: „Гора“, „Нора“ и „Дыра“. „Гора“ и „Нора“ прижились, а вот вместо „Дыры“ в помещение въехал клуб „Полигон“.

Gora

„Полигон“ — клуб-непоседа, который постоянно куда-то переезжал. Организовал его Игорь Тихомиров, бас-гитарист „Джунглей“, „Кино“ и „ДДТ“. У него была аппаратура, которую он сначала пристроил в клуб военного городка в Сертолово. Возможно, именно поэтому Тихомиров и назвал свой клуб „Полигоном“ — ведь в Сертолово есть танковый полигон. Из Сертолово клуб переехал в Гуманитарный университет профсоюзов на улице Белы Куна в центре Купчино. Потом в ДК пищевиков, потом в ДК „Красный Октябрь“ на Петроградской. Там начинался питерский гранж, играли „Джан-ку“ и „Фоксы“. После этого клуб Тихомирова довольно надолго переехал в ту самую дыру между „Горой“ и „Норой“ на углу Обводного канала и Лиговки», — рассказывает господин Бурлака.

Съехав оттуда, «Полигон» перебазировался в клуб Политехнического института на Лесной. Затем был ДК им. Володарского, который находится рядом с Мариинским дворцом — и вот там уже в 2005 году история «Полигона» закончилась.

Андрей Бурлака говорит, что свой клуб — это либо идея, которую можно перевозить в любое помещение, не теряя атмосферы, либо собственно место, теряя которое, клуб перестает существовать. Тихомировский «Полигон» был клубом-идеей.

«А вот легендарное „Молоко“ — это клуб, который родился и умер на одном месте, хотя команда „Молока“ и перешла потом в полном составе в клуб „Цоколь“», — добавляет Андрей Бурлака.

«Молоко» и пиво из-под табуретки

«Молоко» — заведение, которое считается действительно легендарным. И даже если вы не живете в Петербурге и не посещаете местные клубы, вы наверняка видели вывеску этого заведения в мультфильмах Олега Куваева про Масяню.

молоко11

«Люди, которые создали „Молоко“, никакого опыта в этом не имели, — говорит Андрей Бурлака. — Просто так вышло, что все они попали в одну струю самодеятельного театра. В перестройку такие театры были на каждом шагу. Грише Кофу, самодеятельному режиссеру, создавшему подобный театр, власти выделили подвал на углу Перекупного переулка и Херсонской. В середине девяностых Гриша уехал в Германию, и театр повис в воздухе, осталось обустроенное помещение. А в 1996 году как раз закрылся „Тамтам“, группы и аппаратура остались не при делах. И вот команда Кофа — Угрюмов, Иванов и Гудков — решила устраивать в своем подвале концерты».

Молоко1111

О названии клуба до сих пор ходят легенды. По версии Андрея Бурлаки, создатели «Молока» нашли в подсобных помещениях старую вывеску, почистили ее и повесили над сценой. По народной версии, вывеска изначально висела над входом. Как бы то ни было, «Молоко» стало невероятно популярным.

«Я один из главных фанатов и защитников „Молока“, — признается господин Бурлака, — но когда я пришел туда в первый раз — решил, что больше ни ногой. У нас тогда в клубе „Перевал“ уже было чисто, красиво, были хорошая мебель, освещение и звук. А там была сплошная грязь, ходить приходилось по каким-то досточкам. Пиво продавал мужик на табуретке, и доставал он это пиво прямо из-под нее. В общем, ужас. Но потом я пришел еще раз, другой, третий... И понял — это мое».

Молоко1

«Молоко» закрылось в 2005 году из-за конфликта с властями. По словам Владимира Трудова, одного из помощников создателей клуба, у «Молока» были «проблемы с инициативными соседями», переросшие в проблемы с администрацией города. В конце концов, заведение располагалось в жилом доме. Как и в случае с «Тамтамом», «молочники» пытались отстоять любимый клуб, но ничего не вышло.

Сейчас в подвале на углу Перекупного и Херсонской располагается клуб «Арт-Кросс», а вся команда «Молока» в полном составе перешла в клуб «Цоколь». Организаторы и завсегдатаи старого клуба признают: новые заведения не имеют к «Молоку» никакого отношения. Идея и место распались, и «Молоко» как явление перестало существовать.

концерт в молоке

Нынешний арт-директор клуба «Арт-Кросс» рассказал «Карповке», что в 2003 году организовывал в «Молоке» презентацию первого альбома группы «Мельница» «Дорога сна»: «Тогда в клуб влезло битком 340 человек. В „Арт-Кросс“ теперь влезает максимум человек 100 — новые хозяева сделали упор в сторону кафе, для рок-клуба многовато диванов и столов».

Девяностые стали тяжелым переходным периодом для петербургской рок-музыки и культуры. Многие клубы, сделав свой вклад в музыкальную среду города, ушли навсегда. Другие, наоборот, эволюционировали и существуют до сих пор: например, «culture club „Нора”» возродился в обличье модного клуба «Грибоедов». Так же существуют и бывшие сквоты, превратившиеся в арт-пространства вроде «Пушкинской, 10». Но это — отдельная история.

Елена Кобзева

Фото: vk.com/club17825, cityspb.ru, vk.com/club79278, tvorus.wordpress.com



См. также:
«Ансамбль 15-го цеха»: краткая история рока в Петербурге, часть I
«Золотой век», или История рока в Петербурге, часть II



Ссылки по теме:
karpovka.com: 18.11.2018

Инициативу одобрили в заксе.

karpovka.com: 18.11.2018

Он вошел в топ-3 российских забегов по количеству участников.

karpovka.com: 18.11.2018

Его откроют в 2019 году.

karpovka.com: 18.11.2018

Спасатели просят быть внимательнее на дорогах.

karpovka.com: 18.11.2018

Никто не пострадал.

Loading...
Интересное
Фотопроекты
IMG_1653
26.09.2018

План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.

Отправляйтесь на прогулку на ближайших выходных.

IMG_8492_rs
11.09.2018

От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.

Новости Партнеров

ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.

Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ

Обратная связь

Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"

Главный редактор: Гвоздев Д. Б.

Тел: +7(812) 426-36-80

E-mail: redactor@karpovka.com

Рекламодателям

Читайте лучшие - новости Санкт-Петербурга, новости строительства и архитектуры, а также транспорта на нашем сайте.
В соответствии с гражданским законодательством РФ по части охраны результатов интеллектуальной деятельности, любые материалы сайта www.karpovka.com не могут законно использоваться без письменного разрешения редакции. Все авторские права на публикуемые материалы принадлежат интернет-газете «Карповка» и ее авторам, если не приведены сведения об ином авторстве. После согласования с редакцией использование материалов на других сайтах возможно только при условии установки прямой гиперссылки. Бесплатное использование материалов в печатных СМИ невозможно.

Наверх

Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».



А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!