Современным архитекторам Петербурга не позавидуешь: одни ждут от них проектов «под классику», гармонирующих с исторической постройкой, другие, наоборот, хотят чего-то необычного и даже неповторимого. «Карповка» показала десять зданий XXI века, которые пока не стали местом притяжения туристов, но, возможно, создадут будущий архитектурный облик города.
В современной архитектуре трудно выделить единое направление и стиль. Мастера то возвращаются к классике, привнося новые черты, то фантазируют, привлекая современные материалы и технологии. В Петербурге полет воображения мастеров XXI века часто ограничивается выступлением градозащитников, которые утверждают, что здания должны вписываться в окружающую среду. Архитектурный критик Мария Элькина считает иначе.
— Сейчас город ударился в дремучую классику, формально понятую. Считается, что должны быть колонны, оштукатуренные фасады, все должно выглядеть как раньше. На самом деле здания не похожи на старый Петербург, это скорее его подделка. От неспособности создавать что-то новое, мы многое теряем.
«Санкт-Петербург Плаза», Малоохтинский проспект, 64
С этого сооружения началось создание общественно-деловой зоны на Малой Охте. Центральная башня достигает в высоту 90 метров, стеклянное покрытие постоянно меняет облик здания в зависимости от времени года, так как находится на берегу Невы и рядом с парком. Особенностью сооружения стали прозрачные лифты с подсветкой, из которых открывается вид на город.
— Здание вызывает противоречивые чувства у жителей города: одним оно нравится, другим кажется слишком резким, — говорит Мария Элькина. — Несмотря на непривычный темный остекленный фасад, комплекс является продолжением петербургских традиций — тут и барочный изгиб, и неполная симметрия, и некоторая холодность, почти как у Росси.
БЦ «Лидер Тауэр», площадь Конституции, 3
Здание является самым высоким зданием Петербурга и занимает 42-е место в рейтинге по России. Бизнес-центр выше шпиля Петропавловской крепости, его высота составляет 140 метров. Здесь есть ресторан с выходом на смотровую площадку, с которой открывается вид на Московский район. Участок для строительства высотного здания определили еще в 60-х годах при проектировании площади Конституции.
— Вместо заметной, интересной архитектуры мы, к сожалению, увидели пример постройки в худших традициях современности: топорный силуэт, очень грубая отделка, непонятная роль в городской среде, — критикует Мария Элькина. — Все эти безобразия пытаются прикрыть светящимся в темное время суток фасадом, отчего только более очевидным становится примитивное отношение к архитектуре.
Вторая сцена Мариинского театра, улица Декабристов, 34
Здание строили достаточно долго и со скандалами: первые разговоры о проекте начались в конце 90-х, предлагали разные варианты архитектуры и бюджета. В итоге, когда театр в 2013 году предстал перед горожанами и архитекторами, его назвали «бетонной коробкой» и самым некрасивым сооружением в период правления губернатора Георгия Полтавченко. Активисты даже начали собирать подписи о сносе здания за 22 млрд рублей, но петиция не нашла отклика у власти.
— Здание Мариинского театра вовсе не такая катастрофа: оно непривлекательно, но ничего отталкивающего в нем нет, — полагает госпожа Элькина. — То, что мы не смогли создать чего-то стоящего, говорит не столько о причастных к проекту людях, сколько об историческом моменте. Начало двухтысячных, когда только затевали стройку, было временем больших надежд, которые не сбылись.
БЦ «Бенуа», Пискаревский проспект, 2
Бизнес-центр возвели на территории бывшего завода «Россия», который выпускал детали для авиапромышленности, преобразовав часть оставшихся корпусов. Фасад здания украсили эскизы к балету «Петрушка» русского художника Бенуа, который некоторое время жил в Кушелевке. Сооружение в 2008 году признали лучшим по итогам всенародного интернет-голосования.
— На Охте лучшая современная застройка, — утверждает Элькина. — Архитектор БЦ «Бенуа» Сергей Чобан учился в нашей Академии художеств, но затем уехал в Германию, поэтому у него хорошие традиции петербургской рисовальной школы сочетаются с европейским взглядом на жизнь и технологиями. Это то немногое, что останется в истории петербургской архитектуры в будущем.
БЦ «Времена года» на Свердловской набережной, 44
Архитектурный комплекс из трех зданий со стеклянными панелями. Центр «Зима» оформили в бело-серой гамме, украсили снежинками, морозными узорами, а также изображениями арок, колонн и лепнины. Этим архитекторы напомнили, что три столетия назад здесь находилась усадьба князя Безбородко. На фасад здания «Осень» нанесли орнамент из желто-красной листвы, а на БЦ «Лето» — изображения зеленой листвы.
— В Петербурге ставку делают на благородство, которое ассоциируется с серым цветом, — отмечает госпожа Элькина. — Хотя серая в старом городе скорее пыль, а фасады как раз цветные. «Времена года» — хорошее исключение, которое доказывает, что люди любят современную архитектуру, когда она хорошо сделана.
ТК «Штрих-код», Народная улица, 5
Изначально здесь планировали построить два комплекса, которые должны были стоять симметрично по обеим сторонам Володарского моста. Жителям не понравилось, что одно из зданий хотели возвести на месте стихийных торговых рядов. В итоге в городе появилось только одно здание, фасад которого напоминает штрих-код. По мнению критика, это остроумно сделанное здание, уважающее традиции и отражающее веяния своего времени.
«Дом у моря», набережная Мартынова, 62-74
Жилой комплекс в форме буквы S из 12 строений в 4-6 этажей находится в парковой зоне Крестовского острова. Здания построили в стиле европейских загородных вилл, из окон которых открывается вид на Среднюю Невку или Приморский парк Победы. Проект получил множество наград от архитекторов России и мира, а также занял второе место по результатам народного голосования.
— Пожалуй, это лучшая жилая архитектура современного Петербурга. Если бы Крестовский остров застраивали так, он бы выглядел более цельным, — размышляет госпожа Элькина. — Хороший город должны строить на этике и эмоциях, отражать лучшие человеческие порывы. Когда остается только желание поесть и получить метры, выходят пугающие поселения, которых много в разных районах Петербурга и особенно вокруг кольцевой дороги.
БЦ «Quattro Corti», Почтамтская улица, 3/5
За историческими фасадами здания Почтового ведомства (особняка Шувалова) скрывается современное офисное пространство в самом центре Петербурга. Итальянский архитектор спрятал внутрь четыре двора в стиле хай-тек с изломанным остеклением золотого, изумрудного, лазурного и терракотового цветов. С террасы здания на шестом этаже открывается вид на Исаакиевский собор.
— Здесь итальянские мастера правильно прочитали петербургский контекст: они посмотрели на наши дворы колодцы, — поясняет критик Мария Элькина. — Но превратили их из мрачных в почти гламурные. Стеклянные покрытия отражают соседние дома, сохраняя черты петербургской архитектуры.
Новый терминал Пулково, Пулковское шоссе, 41
Здание построили по проекту английских архитекторов, которые участвовали в создании аэропортов Цюриха, Манчестера и других. Изгибы Невы метафорично воплотили в потолке первого этажа терминала, а купола соборов — в крыше здания, которая при солнечном свете становится золотой, вставки же из стекла отсылают к Пулково-1 с его световыми фонарями.
— Аэропорт у нас принято ругать: здание не вполне рассчитано на быстрые передвижения, выходов на посадку меньше, чем нужно в перспективе, — говорит архитектурный критик Мария Элькина. — В то же время сейчас, когда пассажиропоток упал, в Пулково стало приятно находиться, а неспешность стала восприниматься отражением характера нашего города.
Новая сцена Александринского театра, набережная Фонтанки, 49А
Многофункциональный театральный центр построили на месте здания XIX века, сохранив две его фасадные стены и добавив к ним стекло и металл. Упор сделали на техническое оснащение зала: основная сцена-трансформер принимает любые конфигурации. В 2013 году проект получил два гран-при на конкурсе «Архитектон-2013» и «Хрустальный Дедал». По мнению Марии Элькиной, здание выполняет функции, которые и должна осуществлять архитектура в центре города: делает его более разнообразным.
Каким будет Петербург через десять, двадцать или пятьдесят лет? Каким мы хотим его видеть? Главный корень проблем современной архитектуры, как полагает Мария Элькина, в том, что мы этого не понимаем: «Пока мы знаем лишь то, чего не хотим». Если ситуация не поменяется, Петербург останется неким конструктором из отдельных шедевров и неуместных сооружений.