В рамках проекта «Искусство для города» немецкие творческие коллективы i Collective и Zuloark на прошлой неделе рассказали молодым архитекторам и дизайнерам Петербурга, как преобразовать городское пространство своими руками, и научили их делать уличные арт-объекты, лучшие из которых после голосования горожан и жюри появятся в сквере Товстоногова. «Карповка» узнала, почему вандализм не всегда плохо, чем арт-акции в Берлине отличаются от петербургских и чем Дворцовая площадь удивила иностранцев.
Наталия Хози, представитель i Collective, отметила, что в современных городах мало свободных пространств, где люди могут свободно творить. Обычно приходится долго согласовывать многие проекты с властями или же действовать ночью, нарушая закон. Например, так было с заменой дорожных знаков на улице Берлина, где на знаке у пешеходного перехода человечка переделали в заключенного, а на другом вместо слова «Стоп» написали «Сноб» (петербургские художники тоже экспериментировали с дорожными знаками).
— Дорожные знаки активисты меняли по ночам, чтобы их не поймала полиция или не заметили местные жители, — уточнила Наталия Хози. — Реакция на проект была разной: кто-то начинал возмущаться, кто-то улыбался, но некоторые вообще не замечали подмены. Этой инициативой мы хотели показать, что люди часто не замечают мир вокруг, так мы критиковали такое отношение к своему городу.
i Collective называют себя платформой для художников, активистов и ученых, работающих на стыке искусства, урбанистики и социальных проектов. На одной из организованных выставок они вывесили отрывки карт в рамках, где были отмечены адреса с работами художников. После этого горожане начинали гулять по разным районам Берлина и искать ту или иную работу.
Несколько проектов i Collective носили социальную функцию и ставили целью сблизить народы и культуры. Например, Story box, когда горожане могли зайти в специально сделанные коробки и услышать, как кто-то за стеной читает тексты на другом языке. Конструкции установили в районе, где жило много мигрантов. Другой проект — inVestir: жители Европы носили футболки с высказываниями жителей Африки о Европе. Предварительно африканцев опросили в сети, что они думают, какой представляют жизнь в Европе и ее обитателей.
— Когда ты берешься за креативные проекты, нужно понимать, что их в любой момент могут убрать и вообще застроить эту территорию,— отметила Наталия Хози. — Самое ценное здесь — человеческие ресурсы, которые следует сохранять, а также взаимодействие с властью, с которой нужно договориться, чтобы предоставили другую территорию для творчества.
О взаимодействии с местными жителями рассказал Хуан Чакон, представитель Zuloark, группы архитекторов, дизайнеров, строителей и мыслителей, работающих в области архитектуры, урбанистики, дизайна и педагогики. Он показал проект bicyclope — городскую мебель, сидя на которой, можно крутить педали и заряжать телефон, слушать музыку или смотреть телевизор во дворе дома.
Арт-объект создавали в тесном сотрудничестве с жителями района, их спрашивали, как он должен выглядеть, где стоять, они сами принимали участие в строительстве bicyclope. Это давало понимание, отмечают активисты, что развивать пространство вокруг себя могут сами горожане, если захотят менять город.
— В некоторых дворах мы не смогли с администрацией согласовать эти объекты, тогда их приходилось убирать, — вспоминает Хуан Чакон. — Был такой случай, что во время сноса к нам подошла женщина и начала кричать, что мы не имеем право убирать их тренажер, требовала разрешение на снос, утверждала, что жители за него заплатили. То есть некоторые влюбились в bicyclope и сами о нем заботились, чинили, защищали от вандалов.
— Вандализма вообще не стоит бояться, это даже хорошее явление, так как оно показывает реакцию людей на объект, — поддержала Наталия Хози. — Люди потом видят последствия своих действий, как они навредили другим. Местные жители часто реагируют на вандализм: например, они сообщают нам, если что-то сломали, или чинят сами, заботятся о сохранности. Чтобы городской объект стал привычным, нужно несколько раз повторять акцию, пока люди не поймут, что так должно быть.
— Одним из наших проектов стало преобразование площади в Мадриде, где планировали построить рынок и даже вырыли котлован, но потом закончился бюджет, — рассказал Хуан Чакон. — Тогда мы стали общаться с руководством города, убрали с участка забор, подвели свет и воду, а потом вывесили карту с нашими представлениями, что здесь может происходить. В итоге здесь каждый день устраивают театральные постановки, показывают кино под открытым небом, проводят какие-то встречи, играют в спортивные игры.
По словам представителя Zuloark, для многих изменение городского пространства, появление чего-то нового сначала чуждо, они воспринимают это как НЛО, но потом это становится привычным, и люди начинают к этому относиться, как к домашнему животному. В Петербурге Хуана Чакона больше всего поразила Дворцовая площадь, где на огромном пространстве ничего не происходит, а стоит просто стела. «Власти как бы открещиваются от проблем, мол, мы все забетонируем, чтобы ничего не происходило и вандализма не было. А ведь при желании люди могут сломать и тонну камней».
Немецкие архитекторы провели также двухдневный воркшоп в пространстве «Класс труда» и показали молодежи, как создать инфраструктуру для общественного пространства. В практических занятиях приняли участие 25 человек, которые создали четыре образца уличной инфраструктуры для сквера Товстоногова. Выставка проектов откроется 20 апреля в Троицкой библиотеке, где петербуржцы и жюри выберут лучшую работу для ее реализации. Официальная презентация и защита проектов состоятся здесь же 27 апреля в 18:00.
.