Кузнечное искусство, появившееся за несколько веков до нашей эры, всегда считалось одним из важнейших ремесел. Мастера создавали необходимые для жизни и быта орудия и инструменты, а позже — различные украшения для домов знати. Работают кузнецы и сегодня, несмотря на рыночную экономику или вопреки ей. «Карповка» встретилась с кузнецом и узнала, чем опасна профессия, какие мечты есть у кузнеца, а также есть ли место ремеслам в XXI веке.
То, что обычному человеку может показаться хламом, для кузнеца может стать большой ценностью. Любая железка на улице гораздо привлекательнее для него, чем денежная купюра, ведь из нее можно сделать что-то более дорогое и нужное. Себя кузнец Андрей Андреев называет «плюшкиным» и признается, что у него в мастерской хранится всякое барахло: от велосипедных цепей до непонятных закорючек, которые когда-нибудь пригодятся в работе.
— Я получаю большое удовольствие от ковки, обожаю что-то делать своими руками. Когда работаешь молоточком, то прямо гормоны радости выделяются. Но не только процесс работы над изделием мне нравится, важен и результат: я хочу создавать красивые вещи, мне приятно думать, что я делаю что-то полезное для людей.
Кузнец Андрей вспоминает, что родители и друзья не раз уговаривали его бросить свое ремесло, говорили, что умрет он от такой работы. Он же утверждает, что кузнечное дело у него «отложилось в подкорке мозга», от него просто так не отказаться. Но допускает, что, возможно, когда-нибудь перестанет зарабатывать этим на жизнь и будет ковать для души, в свободное время.
Молодой человек в кузнечном деле уже семь лет. После окончания школы, тогда он жил в Саратове, стал искать работу и наткнулся на объявление: требуется ученик кузнеца художественной ковки. Пошел в мастерскую вместе с другом, но тот продержался только месяц, а он остался. Чем привлекло его тогда это ремесло, сказать сейчас не может, но утверждает, что держался только на энтузиазме, так как платили копейки.
Через некоторое время Андрей ушел из мастерской, поступил в институт на инженера сварочных технологий, но практику не бросил: неожиданно для себя поехал в Петербург работать учеником кузнеца, тоже по объявлению в газете. Так поработал у разных петербургских мастеров, пока не открыл свою кузницу «Вальгард» и дачный магазин «Металл-гарден» вместе с другим любителем ковки Русланом.
— Хоть я и не верю в какие-то символы и предсказания, но недавний случай меня удивил, — рассказывает Андрей. — Не так давно стали делать ремонт в саратовской квартире деда, которого я почти не помню: он умер, когда я был маленький. Вскрыли в коридоре полы и нашли там двухкилограммовый молот, выкованную кувалду. Сам он был столяром, а такой инструмент нужен для работы кузнецу. Словно угадал дед, чем заниматься буду.
От кузнечного дела, по мнению Андрея, нужно иногда отдыхать и переключаться на что-то другое, иначе надоест. Например, он рисует, занимается чертежами, выезжает на встречи с клиентами, а также осваивает новые технологии. «Я занимаюсь этим ремеслом несколько лет, но до сих пор учусь. У меня знакомый с десятилетним стажем себя и сейчас учеником считает. Это постоянное развитие, нужно учиться взаимодействовать с техническим прогрессом, искать новые решения, применять новые инструменты».
Андрей уверен, что осваивать кузнечное дело можно только на практике, а к различным курсам, которые обещают за несколько месяцев сделать из человека кузнеца, относится плохо и считает, что это лишняя трата денег. Как сказал молодому кузнецу опытный наставник, настоящему опыту не учат, его подглядывают: смотришь, как другие работают, и пробуешь сделать то же самое. Сам он иногда берет учеников работать подмастерьями: помощник занимается сначала черной работой, постепенно получая базовые навыки, а также зарабатывает деньги за свой труд.
— Интерес у молодежи к этому делу в целом есть, желание учиться вижу у многих, правда, часто оно «сдувается», потому что некоторые приходят в кузницу с романтическими представлениями. Думают, что большую часть времени будут смотреть на огонь и раз в час ударять молоточком, на деле же все оказывается куда сложнее и тяжелее. Но все-таки сейчас, кроме поколения с «айфонами», которым проще все купить в «Икее», есть те, кому нравится мастерить что-то своими руками.
По мнению кузнеца Андрея, базовые навыки освоить можно в среднем за полгода, в ковке есть пять основных операций, а остальное — их компоновка. У кого-то есть талант, схватывают все на лету, и все получается. Другим нужны усердие, терпение, целеустремленность, чтобы запомнить, где надо ударить, когда что-то подогнуть и как работать с горном. Большое значение имеет и мастер, их Андрей разделяет на два типа.
Первые — жесткие, не сюсюкаются с учениками, если видят, что у человека ничего не получается, то просто прощаются с ним. Вторые — мягкие, если уж взяли ученика, то стараются добиться от него результата, помогают исправлять ошибки, некоторые даже становятся другом своему ученику. Поработать нужно и с тем, и с другим, говорит Андрей: первый закаляет человека, второй — помогает избежать стресса и быстрее чему-то научиться. Себя он относит к «мягкому» мастеру, но если дело касается техники безопасности, то здесь он довольно строг.
— За безопасность я особенно боюсь, кузница все-таки не для всех. Работать обязательно нужно в очках и рукавицах, но и это не всегда спасает, нужно быть очень внимательным и осторожным. У меня уже несколько раз было самовозгорание, я видел кузнецов, которые пальцы отбивали молотом. Постоянно хожу к глазному врачу, так как мелкая стружка и металлическая пыль часто в глаз попадают. Многие страдают глухотой, потому что здесь постоянный шум, а в наушниках работать неудобно: если что-то случится, можешь не услышать. А еще все время черные руки, отмываются только если месяц не работать.
Есть у такой работы и другие недостатки: стабильной ее назвать нельзя. Работа зависит от сезона: основная активность есть весной и летом, когда начинается строительство частных домов и дач, а зимой почти всегда затишье, в это время можно отдыхать, создавать что-то для себя или для фестивалей. Сказался еще и кризис: люди стали делать заказы попроще, бюджетнее. Андрей смеется: был период, когда быстро на мотоцикл заработал, а вскоре пришлось его продать, бывает тяжело, но на жизнь хватает.
Андрей отмечает, что кузнец-одиночка, насколько бы хорошим он мастером не был, мало чего добьется, нужны связи и знакомства, потому что большая часть клиентов приходит благодаря сарафанному радио. «В Петербурге большая конкуренция среди кузнецов, чтобы выжить, нужно крутиться, работать качественно: сделал одному красивую вещь, другой увидел и тоже захотел. Так и пошло. Дружить с другими кузнецами тоже надо: если накопилось у них много работы, то, чтобы успеть в срок, могут и тебе заказ отдать, а потом они тебя выручат».
Самая главная истина в кузнечном деле, полагает Андрей, — клиент всегда прав, и нужно стремиться сохранить с ним хорошие отношения. Даже когда работу сто раз согласовал и выполнил так, как договаривались, но потом вдруг клиент передумал, отказывать и «становиться в позу» не стоит, уверен мастер. Иногда, правда, приходится работать себе в убыток, предлагать более интересные и дорогие варианты за меньшую цену, но зато клиент остается довольным и благодарным, а вместо «ширпотреба» получит достойную вещь.
— В Петербурге благодаря архитектуре у людей развивается чувство красивого, а вот в Саратове постройки сплошь советские, поэтому люди выбирают что подешевле и попроще, хоть уровень жизни там почти такой же, как здесь. Я сначала думал, что там мастеров хороших нет, рынок не освоенный, потому и ковки достойной нет, а оказалось, что дело во вкусах клиентов.
За несколько лет работы отношения с клиентами молодой кузнец наладил, но признается, что их много не бывает. Сейчас удается сотрудничать с некоторыми магазинами города, куда Андрей и Руслан поставляют образцы продукции, чтобы клиенты смогли вживую посмотреть на товар. Работают с частными клиентами, крупные компании заказывают в крупных мастерских, заявляет ремесленник, да и работников нужно больше для крупных заказов, а их пока в кузнице двое, подмастерья были, но ушли учиться дальше.
— Очень хочется поучаствовать в фестивалях и ярмарках, но времени не всегда хватает, а это ведь большой опыт, возможность пообщаться с кузнецами и найти новых клиентов. А более глобальная мечта — сделать что-нибудь такое красивое, вроде памятника, который будут реставрировать через года. Может, получится создать такие ворота, которые потом будут восстанавливать и восхищаться, как же он сделал такую красоту, как же за ним повторить.
Несмотря на то, что сейчас можно создать любую машину, которая будет имитировать деятельность человека, она будет рассчитана, скорее, на серийное производство, «дешевые безделушки и ширпотреб», утверждает кузнец Андрей. А ручная работа мастера — это эксклюзив, индивидуальный подход и статусность, которые всегда ценились и будут цениться.
.