Можно с большой долей уверенности сказать, что на Земле нет ни одного народа, который бы не использовал в своей повседневной жизни кожу. Научившись охотиться, наши древние предки поняли, что из шкур животных можно делать одежду, укрытие для жилья, полезные для обихода вещи. «Карповка» побывала в гостях у современного мастера по работе с кожей и узнала, есть ли спрос на такие изделия и насколько востребованы сегодня подобные ремесленники.
В мастерской Сергея царит полнейший порядок: все заклепки и инструменты лежат в отдельных коробочках и ящиках, кожа разного вида и качества аккуратно сложена на полках, вокруг висят ремни, сумки, чехлы, ножны. От обилия предметов разбегаются глаза. Ремесленник признается, что может сделать практически все, на что есть спрос у покупателей, и нет ничего такого, чем бы он отдельно занимался: что-то одно делать скучно.
— Приходится решать разные задачи и следить за модой. Например, одно время был большой интерес к бильярду: появились слухи, что он может войти в олимпийскую программу. Я попал в эту струю и стал делать лунки для бильярдного стола, но потом тема сошла на нет. Предприниматели «купи-продай» поняли, что проще полностью укомплектованные столы привозить из Китая. Себя к таким отнести не могу, я умею просто делать, а продвигать продукцию — это не мое.
Сергей говорит, что своего сайта или группы в соцсетях для поиска клиентов у него нет. Ему хватает тех, кто находят его с помощью сарафанного радио. Руководит мастерской кошка Принцесса, без контроля которой, признается мастер, ничего практически не происходит. Она же здесь хозяйничает и налаживает отношения с клиентами: такой красавице трудно отказать.
— Я общался со многими мастерами, все говорят, что часто приходится поступаться собственными интересами, чтобы наладить отношения с клиентами. Наши затраты невозможно оценить. За сложную работу просишь дополнительную денежку, но всем высокую цену ставить не сможешь: перестанут обращаться. Сделать плохо я не могу, а если попросят то, чего не умею, то лучше отправлю к другому мастеру.
Себя суперпрофессионалом Сергей не считает, скромно говорит, что для этого нужно иметь больше знаний и умений, а еще многолетнюю преемственность, которой нет в СНГ. «Например, в Испании кожей занимаются испокон веков, и все эти навыки передаются из поколения в поколение, сложилась своя скотоводческая культура. Специалистов по работе с кожей нет в достаточном количестве не только у нас, но и в Англии».
Сергей, приехавший в Петербург в 1987 году из Казахстана, утверждает, что кое-какая традиция кожевенного дела была на его родине — его дед даже шил сапоги. Но сейчас там делают «кустарные вещи», от которых уже отошли в более цивилизованных уголках. Но даже и эти минимальные навыки от предков ему не передались, с сожалением добавляет ремесленник.
Наставника у Сергея не было: закончив техникум и получив теорию по работе с кожей, он начал работать самостоятельно, так как нужно было «решать вопросы о хлебе насущном». Во многих вещах приходилось разбираться самому. Если в окружении и были специалисты, то только из промышленности, а не те, что делали вещи вручную. Наконец, мужчина сшил себе куртку, знакомые попросили смастерить им такую же — так и пошло. «Все приходит с практикой, а если некуда отступать, то только вперед и будешь идти. Как говорится, никуда не денешься с подводной лодки».
Сейчас мастер сам редко выступает в роли наставника или учителя: к нему обращались несколько молодых людей, но все они хотели получить все и сразу. Высокие амбиции мешали упорно и терпеливо работать. «Только освоив один из инструментов, называли себя профессионалами», — рассуждает кожевник. О перспективах кожевенного дела Сергей много не говорит, но подмечает, что сейчас во всем главенствует импорт, а из-за ухудшения в сельском хозяйстве скоро могут возникнуть трудности с кожей.
С этим материалом мастер работает уже более 20 лет, пробовал мастерить из металла и дерева, но волей судьбы вновь возвращался к кожевенному делу. «Мысль все бросить посещает пару раз в год, — с улыбкой отмечает Сергей. — Особенно весной или осенью, когда не сезон. Например, зимой все готовят подарки к праздникам, летом наплыв туристов. А в остальное время, в кризис в том числе, люди ужимаются в своих расходах, меньше тратятся на качественные и индивидуальные вещи, покупают безделушки и заботятся о том, что поесть».
Однако с приходом массовых товаров из Китая или Турции специалист полагает, что спрос на индивидуальные изделия останется. Их изготовление не только «утоляет жажду творчества» ремесленника, но и помогает воплотиться в жизнь фантазиям клиентов. «Массовый производитель не задумывается о потере клиента: одним меньше, одним больше, ему все равно. Ремесленник же дорожит каждым», — подмечает Сергей.
В конце весны мастеру по изделиям из кожи отдыхать не приходится: работы много, так что не всегда времени хватает на собственные задумки и наработки. Именно поэтому Сергей не тратит силы на участие в ярмарках и фестивалях, считая, что если и выдается свободная минута, то лучше ее потратить на заказ или собственное творчество, чем сидеть в надежде, что тебя найдет новый клиент.
— Ритм жизни у меня никак не выверен: никогда нельзя точно рассчитать, когда ты можешь вдруг понадобиться клиенту. Поэтому времени, чтобы восстановить здоровье или отдохнуть, у меня почти нет, я практически живу в мастерской. Отдохнем на другом свете. В силу некоторых причин я оставил семью, вот и получается, что эта работа и каторга, и спасение для меня. Но меня все устраивает, я доволен тем, что делаю, тем более это подтверждается количеством моих клиентов. Что еще нужно? Почти ничего.
.