Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Как православные активисты собрались с помощью пропаганды и суда вернуть собор.
Представители церкви и общественных организаций снова решили вернуться к обсуждению передачи РПЦ одного из самых посещаемых музеев Петербурга, Исаакиевского собора. Они собираются до конца марта обратиться в суд, чтобы оспорить сентябрьское решение Смольного. Активисты 21 марта провели в Петербурге заседание «Византийского клуба», который учредили при Общественной палате в конце 2015 года для «возрождения христианской аутентичности в России и за ее пределами». «Карповка» узнала, о чем общались участники клуба, и что они будут делать, чтобы склонить общественность и власть к передаче музея.
— Храм — это место, где молятся люди, туда не должно быть платного входа, — заявил на встрече православной общественности председатель Фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» Сергей Егоров. — Покупать билет, чтобы помолиться, — это кощунство. Мы являемся верующими, наши права затронуты: мы не имеем права свободного доступа в храм. Иск будет исходить именно от общественности, присоединится ли к нашему иску Митрополия, это другой вопрос.
Вопрос о передаче Исаакиевского собора последний раз поднимали летом 2015 года. Созданная тогда петиция горожан с требованием не допустить передачу Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови в ведение РПЦ набрала за семь месяцев 85 тысяч голосов. Собирались даже провести на эту тему референдум, но избирком Петербурга инициаторам отказал: слишком абстрактной оказалась формулировка их вопроса.
В начале сентября 2015 года Смольный решил не менять статус собора и оставить его музеем в собственности города, аргументируя тем, что при передаче его епархии Петербургу придется выделять дополнительные средства на содержание, реставрацию и охрану. Сейчас музей содержит себя сам, ежегодно затрачивая на реставрацию и текущие работы около 200 млн рублей. Отреагировать на отказ представители православных общественных организаций решили спустя полгода: на следующей неделе планируется подать иск и оспорить решение администрации города об отказе.
Объясняя, почему реакция на ответ Смольного возникла спустя полгода, Сергей Егоров сказал, что общественники долго вели переговоры с представителями власти и поняли, «что без подготовки общественного мнения и юридической работы будет сложно что-то сделать». «Будем мобилизировать усилия православной общественности, собирать подписи в поддержку передачи храма. Результаты прошлых опросов нам кажутся надуманными, но если горожане выступят за сохранение статуса музея, то мы примем это мнение», — добавил он.
«Решение, что храм не нужно передавать церкви, будет неправильным, — полагает член проекта по возрождению христианской аутентичности „Византийский клуб“ Анатолий Степанов. — Мы примем это решение, но будем продолжать пропагандистскую деятельность, чтобы повлиять на решение наших сограждан. Передача Исаакиевского собора — возможность взаимодействия власти, церкви и общественности. Такой механизм согласования интересов нужен для единения, так как противоречия часто используют для раскачивания политических интересов».
Основной аргумент выступающих за то, чтобы музей стал храмом, стало восстановление справедливости. Храм освятили в 1858 году, через 70 лет службы отменили и открыли сначала антирелигиозный музей, а затем и музей «Исаакиевский собор». Церковные службы здесь восстановили в 1990 году. «Превратив собор в музей, его спасли от того, что он не стал конюшней или складом, — уточнил Анатолий Степанов. — Но наши предки строили его как храм, а не как музей».
— Храм строили для молитвы, — поделился мнением отец Владимир Василик. — Это не обозначает, что сюда не может зайти мусульманин, иудей или католик. Музей хороший, культурный, но ущербный вариант, по сравнению с изначальным замыслом, это духовный центр. Для жителей нашей страны, я думаю, будет великим благом не платить 250 рублей за вход, чтобы просто полюбоваться этим шедевром архитектуры.
По словам Владимира Василика, требования церкви относительно возврата церковного имущества скромные. «До революции 30% собственности в центре Москвы принадлежало РПЦ, среди которых не только храмы, но инфраструктура и земли. Но церковь на это не претендует, а просит вернуть только храмы и здания для благотворительной деятельности. Церковь не стремится к обогащению».
— Храмы должны быть храмами, наполняться верующими, — прокомментировал протоиерей, глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петербургской епархии Александр Пелин. — Речь идет не о том, чтобы немедленно передать Исаакиевский собор в собственность, речь о том, чтобы вход в храм стал свободным. Как будет называться структура, которая будет отвечать за хозяйственные моменты, неважно. Мы же не платим за вход в парк или на Пискаревское кладбище.
Обсуждение житейского, экономических вопросов, представители православных организаций отодвигают на второй план. По мнению члена «Византийского клуба» Анатолия Степанова, от экономического мышления нужно отказываться. Его поддерживает и Сергей Егоров, который считает, что нельзя все оценивать в денежном эквиваленте:
— Все-таки существуют различия между музеем, построенным специально для музейных функций, и храмом, который был экспроприирован советской властью и эксплуатируется для получения прибыли. Нам говорят, что у «грабителей» не целесообразно его забирать, потому что они получают налоги, но речь идет о восстановлении справедливости: изъятие было грабительским.
Как уточнил председатель Фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия», в Петербурге много храмов, среди которых Казанский собор и Смольный, они находятся в собственности церкви, существуют на благотворительные взносы и помощь прихожан. «Почему Исаакиевский собор вызывает такое неприятие? Видимо, существуют какие-то экономические интересы, которые мешают свершиться благому делу», — прокомментировал он.
Общественники подчеркнули, что можно также сохранить платные экскурсии для групп иностранцев и платный вход на колокольню. Сейчас вход на богослужения в Исаакиевском соборе, которые проходят дважды в день — в 9:00 и 16:00, кроме среды, бесплатный. В прошлом году их провели 388 раз, тогда как в Спасе-на-Крови их было 84, а в Сампсониевском соборе — 257. За год службы Исаакиевского собора посетили 11 тысяч человек. Но православных общественников возмущает, что им устанавливают конкретное время, когда можно зайти в храм бесплатно, к тому же службы проходят не в удобное время.
Передача собора РПЦ, по мнению общественников, не ограничит поток туристов в храм. От этого не стали менее доступными, например, Казанский собор, Морской собор в Кронштадте, Троицкий собор Александро-Невской лавры. Правда, появятся некоторые требования к внешнему виду посетителей, но, по мнению протоиерея Александра Пелина, несмотря на предписания, например, в соборе Ватикана, туда приходит много людей. С ним согласились остальные: главное, чтобы одежда была чистой, опрятной и соблюдались правила приличия.
На новую попытку «православных активистов» превратить Исаакий из музея в храм моментально отреагировали депутаты закса. Максим Резник заявил, что если заявление от них поступит в суд, то будет вновь обсуждаться возможность проведения референдума. «Я уверен, что петербуржцы нас поддержат. Эти „активисты“ ведут себя как провокаторы», — высказался господин Резник.
Фото: «Карповка»
Результаты объявят 6 декабря.
Из пяти населенных пунктов выдвинули 16 делегатов.
Ограничения будут действовать в течение месяца.
Управляющая компания уже обратилась к КИО.
Инициативу направят в закс.
Фотопрогулка по одному из самых противоречивых мест центра Петербурга.
Фоторепортаж из дома 1904 года постройки без капремонта с коммуналками на 26 комнат.
Как живут люди в доме-дворце на Каменноостровском проспекте, 44.
Прогулка «Карповки» по шести завораживающим и пугающим садам в центре города.
Фотопрогулка по одной из центральных улиц Петроградской стороны.
Фотопрогулка по улице, известной своими барами и кафе.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!