Чем разработчики проекта похожи на женщин в мини-юбках.
Рассмотрение эскизного проекта судебного квартала на уникальном пустующем участке в центре Петербурга вызвало особый интерес среди членов совета по сохранению культурного наследия и общественности. Планы создания проекта на проспекте Добролюбова, 14, управделами вынашивает с 2012 года и вот, наконец, приблизился к своей цели, но все же вызвал замечания у собравшихся на выездном заседании 14 апреля. «Карповка» узнала, почему «Биржа-бедняжка» может уйти на второй план и почему проект вызвал неприятные ассоциации со сталинизмом.
Идея создания судебного квартала на месте амбициозного проекта «Набережная Европы» возникла несколько лет назад, а сам переезд судей из Москвы в Петербург планировали завершить в 2020 году, но проект постоянно откладывался, по предположению специалистов, по материальным причинам. Стоимость строительства оценивается в 23 млрд рублей. Два года назад в архитектурном конкурсе победу и одобрение совета по культурному наследию получила работа «Архитектурной мастерской Максима Атаянца». Но, по словам самого архитектора, с ним никаких документов никто не подписал.
— Прошлая концепция выполнила свое назначение, на ее основании разработали технологический и ценовой аудит, а также техзадание для конкурса для выбора генпроектировщика, — пояснил на заседании начальник главного управления капстроительства управделами президента Олег Перлин. — Та концепция имела три замечания: отсутствие зеленой зоны, закрытый вид на собор Князь-Владимира, а также рассматривала размещение жилья для судей на других территориях. Замечания мы учли, а других участков для строительства жилья не нашлось, поэтому оно будет здесь. Параметры по площадям остались те же самые.
В конце января стало известно, что управделами тайно поменяло архитектора квартала для судей, отдав предпочтение Евгению Герасимову. В конце марта новую концепцию представили в КГИОП, куда, по словам господина Герасимова, принесли три тома исследований, соблюдающих все требования Смольного. Как отметил первый зампред КГИОП Александр Леонтьев, проект соответствует всем характеристикам и параметрам, вопрос вызвала только стеклянная надстройка театра. Весной проект внесли в список приоритетных строек и уже 14 апреля на выездном заседании в Петергофе показали совету по сохранению культурного наследия.
— На участке появятся четыре гектара общедоступного парка размером 370 на 20 метров, пешеходная набережная вдоль Малой Невы между Биржевым и Тучковым мостами, подземный пешеходный переход, — рассказал о проекте Евгений Герасимов. — Откроется также вид на собор со Стрелки Васильевского острова.
По проекту на участке площадью 9,9 гектара практически напротив здания Биржи планируют разместить здание Верховного суда России, судебный департамент, жилой комплекс на 600 квартир, высота которых не превысит 28 метров. Здесь также собираются возвести 35-метровый Дворец танцев Бориса Эйфмана, архитектура которого будет сочетать в себе классику и современность, как и идеология самих постановок балетмейстера, подчеркнул архитектор Сергей Чобан, который разработал проект здания.
— Почти половина территории застройки впервые отдается наряду с госфункцией под партерный сад, что важно для центра города, — подметил декан архитектурного факультета СПбГАСУ Сергей Семенцов. — Он еще требует проработки, и в качестве примера можно было бы взять сквер Троицкой площади. В целом проект решен в стилистике Петербурга, соответствует образу административных зданий центра. Но есть серьезный недочет: театр с куполом будет виден со всех точек города и нарушит панораму. Предлагаю понизить высоту или ликвидировать купольную зону.
О превышении высотности сказал и искусствовед Михаил Мильчик, который добавил, что даже три метра выше положенных могут сыграть существенную роль для центра. «У этого проекта есть преимущества, большая часть участка отдана под зеленое пространство, открыт вид на собор. Ответственность этого участка столь велика, что лучше два раза отмерить, чем один раз отрезать. Что касается стилистики, то ориентация на сталинскую архитектуру — большой шаг назад в развитии архитектуры города, в этом есть и политическая декларация, которая наводит на печальные размышления».
— Все мы осуждаем сталинизм, но мы не можем снимать колонны со всех фасадов, «кастрировать» дома за то, что их сделали в этом стиле, — возразил ректор Академии художеств Семен Михайловский. — Нельзя совсем искоренять историю, нужно просто все хорошо прорисовать в эстетике города. А здание суда и должно быть классическим. Нужно принять генплан как есть, иначе будем бесконечно разговаривать, и пусть дальше ответственные люди доведут это до ума, если, конечно, это все возможно построить на таком сложном месте.
Недовольным проектом остался и архитектор Юрий Земцов: «Я боюсь, что Биржа-бедняга уйдет на второй план. Мощное здание суда в семь этажей максимально приближено к набережной, которую сделали очень узкой. Набережная превращается в сплошную линию застройки и не получает ничего притягательного для людей. Концепцию в таком виде согласовывать нельзя. Нужно отодвинуть здания от набережной, расширив зеленую зону».
— Я «академиев» не кончал и про ПЗЗ ничего не знаю, — начал свое выступление директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. — Поделюсь своими эмоциональными впечатлениями: проект мне понравился своей планировкой, оставляет свободную зону, открывает вид на собор, который долгое время стыдливо прятался, и закрывает стыдобу XX века в виде шайб и стекляшек. Так хочется, чтобы Борис Эйфман, которому 70 лет в этом году исполнится, успел прийти к театру своими ногами и своими руками разрезал ленточку.
— Из нас скоро пойдет дым: мы обсуждаем важнейший проект через четыре часа сидения без кофе и сигареты, — не выдержал Семен Михайловский. — К счастью, наш совет носит рекомендательный характер, мы ничего не решаем. Мы все обсуждаем, как бы все спрятать, стараемся сделать архитектуру незаметной. Весь Петербург построили одним росчерком пера императора, его волей, без советов. Если бы мы так в XVIII веке решали вопросы, то ничего бы не вышло.
О прежнем конкурсе в конце обсуждений вновь упомянул зампред Петербургского отделения ВООПИиК
Он также поддержал идею снижения высоты здания театра, который может «потеснить» Биржу и вторгнуться в облик города. Несмотря на все возражения, против проекта высказались всего четыре человека, двое воздержались, остальные проголосовали «за». Однако конкретное число одобривших проект во всеуслышание не озвучили. В начале заседания присутствовало всего 27 членов совета из существующих 46, но к третьему вопросу, после Нижней дачи и дома Абазы, некоторые покинули зал. В кулуарах шли разговоры, что проект поддержали только 10–12 человек, что трудно назвать большинством.
Как сообщил начальник главного управления капстроительства управделами президента Олег Перлин, новый проект уже к ноябрю должен будет пройти Главгосэкспертизу, после чего на Добролюбова, 14, начнутся строительные работы. На заседании председатель КГА Владимир Григорьев высказал мнение, что проект следует обсудить также на градостроительном совете, так как многие замечания членов совета касались этой тематики.
Фото: «Карповка»
В город возвращаются холода.
«Карповка» оценила, как дореволюционный дом ожидает ремонта.
Конфликт московских и петербургских чиновников перешел в открытое противостояние.
Горожане когда-то защитили участок от стройки, но он остался неухоженным.
Под угрозой оказались исторические коллекции экспонатов.
Как изменилась коммуналка за 60 лет и почему люди борются за свет.
Почему одним грустно переезжать, а другие боятся «коммунального синдрома».
Как студент решает бытовые вопросы с соседями в историческом доме
«Карповка» оценила, как дореволюционный дом ожидает ремонта.
Как соседствуют элитные новостройки и разрушающиеся исторические здания
Некрополи, купола и кресты на одном острове.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Будьте в курсе новостей и событий. Подпишитесь на еженедельный дайджест от портала karpovka.com