Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Что происходило в храме с 1941 по 1944 годы.
В подвале Исаакия 12 лет существует выставка, посвященная подвигу музейных работников в блокаду. Когда собор передадут РПЦ, экспозицию могут убрать из храма. «Карповка» посмотрела на артефакты, которые, возможно, встречают последнюю годовщину снятия блокады в Исаакие. А заодно вспомнила, как выглядел собор в годы войны и кто жил в его подвалах.
В 2014 году «Карповка» пообщалась с сотрудниками музея и героями блокады. Добавили в репортаж свежих фотографий и представляем его вашему вниманию.
Сотрудники музеев Ленинграда сохраняли архитектурную доминанту – Исаакиевский собор, а также ценные экспонаты музеев города. В военные годы под сводами собора возникло объединенное хозяйство музеев (ОХМ) – именно сюда эвакуировали ценные экспонаты из музейных фондов. Его продолжением стала мемориальная экспозиция «Чтобы помнили...», открытая в 2004 году, к 60-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
Именно в подвале Исаакия в годы войны жили сотрудники музеев рядом с экспонатами из Павловска, Петергофа, Царского села, Ораниенбаума, Мариенгофа, Гатчины, а также из городских музеев — домика Петра I, летнего дворца Петра I и музея Истории религии. Хранитель музейного фонда Исаакиевского собора Сергей Николаевич Окунев, который работает здесь больше 20 лет, рассказал «Карповке» о том, как создавалась экспозиция.
В подвале Исаакия трудятся технические службы электриков, сантехников, столяров, и выставка находится прямо в гуще рабочего процесса. По словам хранителя музея, экспозиция меняется все время: «Изначально мы обзвонили те музеи, которые здесь хранили в блокаду экспонаты. Потому большая часть экспонатов предоставлена нам от них, а что-то всегда находилось в Исаакиевском соборе».
С 1941-го года в этом подвале поселили 60 человек — сотрудников музеев. 20 погибли в первую же зиму — здесь не было ни света, ни тепла. Холодная, сырая пещера. Температура колебалась от 0 до 4 градусов еще и со 100% влажностью, поскольку подвал был залит водой. Музейщики соорудили в Исаакиевском подвале нары, на них спали.
Вместе со взрослыми здесь жили дети. «Карповке» удалось пообщаться с одним из бывших квартирантов собора. Это бывший юрист, сотрудник МВД, Алексей Алексеевич Туров. Он жил в Исаакиевском подвале с матерью, сотрудницей объединенного музея. Тогда Алексею Алексеевичу было четыре года.
«Воспринималось все довольно по-взрослому – и голод, и холод, и темнота. Но, как обычные дети, мы играли в войнушку. Иногда нас выпускали погулять на южный портик Исаакиевского собора. Мы не боялись темноты, она была повсюду. Люди шли по темному городу и пели песни, чтобы слышать друг друга», — вспоминал Алексей Туров.
«Мать поселила меня в Исаакий, поскольку сама была командирована на рытье окопов – это было в 42-м году. Всю зиму я прожил в соборе. Здесь у каждого было свое дело. Дети, к примеру, поддерживали огонь в буржуйке, которую сейчас можно увидеть в музее».
Фотография с общего собрания — единственное, что осталось в память о живших в подвале сотрудниках музея. «Фотографировать запрещалось, но этот снимок как-то выжил», — рассказал хранитель музея. По его словам, также осталось несколько снимков самого собора: на одном из них все золоченые купола перекрашивают в серый цвет. Двухнедельная ручная работа альпинистов затруднила немцам обстрелы города.
После снятия блокады купол также вручную отмывали: щелочью, керосином, водой, органическими кислотами. Позолота была настолько хорошо выполнена (так называемый метод ртутного золочения), что от подобных суровых манипуляций не пострадала.
В 1947–1948 годах зал Исаакиевского собора был заполнен ящиками с экспонатами, до тех пор пока не организовали реставрационные мастерские. Тогда, после блокады, экспонаты только начали вывозить по родным музеям и реставрировать.
Здесь же представлены детские рисунки и продовольственные карточки на масло и сахар. «Карточки были, а продукты — нет, вот они и сохранились. Удивительно, но город продолжал жить культурной жизнью. Здесь, к примеру, даже книги издавались», — рассказал хранитель музея. Так, в Петербурге за годы войны выпустили около 2,5 тыс. тиражей и множество открыток. Каждый день издавались газеты, а также научно-художественный журнал «Ленинград».
Еще один ценный экспонат — зажигательная бомба. Один немецкий самолет мог нести до тысячи таких «зажигалок». Каждый налет насчитывал около 50 самолетов, еженощно могли сбрасывать по 50 тыс. таких снарядов. В блокаду на город было совершено около 700 налетов. Если такая бомба попадала на крышу, пожар был неминуем.
Налеты совершались только ночью. Чтобы предотвратить их, существовал специальный «слуховой» отряд. «На посту в Исаакиевском соборе выставлялись девушки с очень хорошим слухом. Обычно это были либо слепые, либо музыканты. Они слушали, с какой стороны совершается налет, и срочно докладывали об этом», — рассказал Сергей Николаевич. Как сообщил «Карповке» председатель Всероссийского общества слепых Алексей Колосов, в Ленинграде было специальное подразделение из 20 незрячих «слухачей». Слепые были единственными людьми с инвалидностью, которых официально призывали на военную службу для «отслушивания» немецких самолетов.
«Вообще, Исаакий защищали хорошо — повезло с близостью Мариинского дворца и горсовета, — рассказал хранитель, показывая фотографию собора в окружении зенитных орудий. — Здесь работали хорошие люди, которые никогда не унывали. Музейные работники вели дневники, где никто ни на что не жаловался. Люди работали по 12 часов, 6 дней в неделю и жили только своим делом».
Фото: «Карповка», Игорь Логвин, citywalls.ru, http://www.cathedral.ru
Участок для ветки уже есть.
На их место поставят копии.
Инвестор предложил невыгодные для региона условия.
Покупатели жилья не могут получить ключи от квартир.
Всего их будет четыре.
Фотопрогулка по одному из самых противоречивых мест центра Петербурга.
Фоторепортаж из дома 1904 года постройки без капремонта с коммуналками на 26 комнат.
Как живут люди в доме-дворце на Каменноостровском проспекте, 44.
Прогулка «Карповки» по шести завораживающим и пугающим садам в центре города.
Фотопрогулка по одной из центральных улиц Петроградской стороны.
Фотопрогулка по улице, известной своими барами и кафе.
ART1 — это ежедневно обновляющийся ресурс об искусстве, архитектуре, дизайне и фотографии. Мы — петербуржцы, и нам интересно, в первую очередь, то, что творится с визуальной картиной мира в нашем городе.
Агентство актуальных новостей «Телеграф» — это свежая информация из эксклюзивных источников, статьи и авторские колонки команды известных профессионалов-журналистов с многолетним опытом работы в деловых и общественно-политических СМИ
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!