В Царском Селе после реставрации открыли Лионский зал. Его вернули в экспозицию и тем самым завершили реставрацию всей парадной анфилады Екатерининского дворца. Впервые за 74 года после Великой Отечественной войны восстановили все главные ценности музея.
Альфой и Омегой Екатерининского дворца называют дворцовую церковь Воскресения Христова и Лионский зал. Храм открыли после реставрации в апреле. Декоративную отделку Лионского зала представили в начале июня.
Интерьер парадного Лионского зала создал архитектор Чарльз Камерон в 1781–1783 годах. Интерьер стал частью парадной анфилады дворца. Золото шелка сочетается с синим цветом лазурита. На отделку ушло почти полторы тонны камня. Для дверей и паркета использовали 12 сортов дерева и перламутр. После Екатерины II, для которой строили зал, обои неоднократно меняли. Кардинальные изменения внесли по просьбе супруги Александра II Марии Александровны. Теперь ткань полностью покрывала стены, а интерьер дополнили гарнитуром мебели и люстрой из лазурита и бронзы.
В таком виде зал запечатлел на своей акварели Луиджи Премацци в 1878 году. Интерьер зала просуществовал до 1941 года, когда отделку уничтожили во время войны. Работникам музея удалось сохранить 25 предметов мебели, образцы шелка, дворцовые описи и архивные документы. Проект реставрации Лионского зала подготовили в 1983 году, но к началу XXI века удалось восстановить только пространственное решение. В 2018 году при поддержке Фонда Engine и ПАО «Газпром» удалось воссоздать живопись плафона и наборные мозаичные панели из лазурита.
Восстановление шелковой отделки доверили мастерам мануфактуры Прелль во Франции. Эта же мануфактура получила царский заказ в XIX веке. Мастера подготовили 320 метров ткани по проекту, разработанному музеем. В зале с шелком работали специалисты компании «Альпина».
С лазуритом и живописью работала Царскосельская янтарная мастерская. Ее специалисты работали над восстановлением Янтарной комнаты, возрождали Агатовые комнаты и дворцовую церковь Воскресения Христова.
О промежуточных итогах реставрации Лионского зала «Карповка» писала в сентябре 2018 года. Посмотреть репортаж можно здесь.