Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!
Посетите знаковые точки романа.
Поиск теней романа «Преступление и наказание» в реальных домах Петербурга может показаться странным занятием. Однако трудно удержаться и не пройти маршрутами Родиона Раскольникова, когда автор так точно описывает существующие постройки, хоть и сокращает топонимы. К тому же и сам Раскольников как бы приглашает проследить его путь, отсчитывая на страницах количество шагов между пунктами назначения.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».
Главный герой романа, Родион Романович Раскольников, живет на чердаке в квартире, похожей на шкаф, в пятиэтажном доме. По версии исследователей, прообраз его дома стоит на Гражданской улице, 19 («Дом И. Иохима»). На угловом фасаде здания установлена мемориальная доска с портретом писателя и надписью: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
На портале Citywalls.ru несколько лет назад развернулась бурная дискуссия: действительно ли в этот дом Достоевский «поселил» Раскольникова. В споре ссылаются на статьи исследователей, некоторые готовы отсчитывать шаги, чтобы доказать или опровергнуть причастность дома к роману. Однако в комментариях один из пользователей, бывавший на экскурсии в особняке, отметил, что до чердачной каморки ведут 13 ступенек — как и в романе.
От дома Раскольникова пройдем по Столярному переулку в сторону канала Грибоедова. На первом перекрестке с Казначейской улицей свернем направо. Здесь на берегу стоит здание Казенной палаты.
Советский культуролог Николай Анциферов отмечал, что постройка на набережной канала Грибоедова, 73 (Казначейской улице, 13) описана с топографической точностью в романе «Преступление и наказание». В губернском учреждении Достоевский разместил Соню Мармеладову.
«Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
Однако во времена Достоевского здание было двухэтажным. Казенная палата работала до своего упразднения в 1918 году. В середине XX века на здании выросла надстройка в два этажа с фасадом в стиле «сталинского» классицизма.
Если у дома Сони, стоя лицом к каналу Грибоедова, посмотреть направо, мы увидим Вознесенский мост.
«Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. <…> Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду».
По Вознесенскому мосту Раскольников несколько раз ходил к старухе-процентщице, здесь же предавался размышлениям. С этой переправы в канаву (Грибоедова или Екатерининский канал) в воду бросилась мещанка Афросиньюшка, рядом с мостом Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих детей петь, танцевать и просить подаяния.
До дома, где произошло главное событие романа, можно пройти вниз по течению канала Грибоедова (или канавы). Дойти нужно до Харламова моста. На пересечении набережной и Средней Подьяческой улицы стоит дом, в котором обитала книжная старуха-процентщица Алена Ивановна.
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома».
Среди исследователей меньше всего разногласий вызывает именно этот адрес. Сходятся и описания дворов, и сторон, на которые смотрят окна. Убийство Раскольников совершает в доме, прообразом которого стала постройка на набережной канала Грибоедова, 104 (Дом Ивана Вальха). Достоевский описывает обычный доходный дом, а сейчас его охраняют как памятник архитектуры.
Вход в квартиру «крошечной, сухой старушонки» с «вострыми и злыми глазками» находился во втором дворе дома, вход в который можно найти со стороны Средней Подьяческой улицы. Раскольников подсчитал, что от его дома до дома жертвы 730 шагов. Расстояние по прямой между двумя зданиями — 530 метров.
За полвека до выхода «Преступления и наказания» в доме старухи-процентщицы жил Александр Сергеевич Грибоедов. Здесь же, по свидетельству его друга С. Н. Бегичева, он написал первые сцены комедии «Горе от ума».
От дома старухи-процентщицы пройдем по проспекту Римского-Корсакова. На Вознесенском проспекте свернем направо и пройдем до перекрестка с Садовой улицей. Напротив нас четырехэтажное здание с зелеными фасадами.
«Ба! „Хрустальный дворец“!
„Газеты есть?“ — спросил он, входя в весьма просторное и даже опрятное трактирное заведение о нескольких комнатах, впрочем довольно пустых».
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1862 году трижды (по правилам времени) дали объявление: «Вновь открыта гостиница „Пале-де-Кристаль“, по Садовой улице и Вознесенскому проспекту, в доме госпожи Вонлярлярской, где можно получать нумера для приезжающих, обеды и закуски из лучших блюд; вино по сходным ценам».
В ранней редакции романа Достоевский отмечал, что Раскольников зашел в эту гостиницу, так как знал, что в ней есть газеты. Там он хотел прочитать об убийстве старухи. В «чистовике» гостиница с названием на французский манер превратилась в хмельной трактир «Хрустальный дворец». Вводя его в роман, Достоевский с иронией намекал на труд Чернышевского «Что делать?» и констатировал — вместо «хрустальных дворцов» народ получил кабаки.
Местоположение реального «Хрустального дворца» не однозначно для исследователей романа. В разных источниках можно найти несколько адресов, по которым якобы располагался трактир. Путаницу в том числе внесли комментарии жены Федора Достоевского Анны Григорьевны. Согласно ее указаниям, тот самый трактир находится еще дальше по Садовой улице, аж на пересечении с нынешним Московским проспектом.
Исследователи предполагают, что Анна Достоевская назвала «Хрустальным дворцом» трактир, в котором в шестой части романа Раскольников встречается со Свидригайловым. К тому же на проспекте действительно открыли кабак «Хрустальный дворец», но уже после публикации романа, как бы по его следам. Впрочем, противоречие исследователи романтично объяснили «принципиальной двойственностью, призрачностью картины Петербурга в романе».
Завершить прогулку логично у дома, где в романе располагалась полицейская контора. Сюда Раскольников пришел с повинной. К конторе пройдем по Садовой улице, свернем к Кокушкину мосту, а перейдя через него — направо.
«„Что ж, это исход! – думал он [Раскольников], тихо и вяло идя по набережной канавы. – Все-таки кончу, потому что хочу…“
В контору [от его дома] надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, – может быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот».
Полицейскую контору разные исследователи «размещают» в разных частях описываемого квартала. Многие сходятся на том, что Достоевский взял за прототип реальный полицейский участок. Отделение блюстителей закона в середине 60-х годов XIX века находилось на набережной Екатерининского канала (Грибоедова), 67. Помещения в доме занимала полицейская контора 3-го квартала Казанской части. Интересно, что незадолго до начала работы Достоевского над романом реальная контора так же «переехала на новую квартиру», как и ее книжный прототип.
Однако в романе Раскольников направляется в полицию и проходит мимо «вчерашней улицы» и видит «тот дом». Исследователи уточняют, что это невозможно — в границах 3-го квартала Казанской части такой точки обзора не существует. Указания текста и реальное расположение здания снова списали на двойственность и призрачность города в романе.
Фото: «Карповка» / Игорь Логвин
Художники решили отметить годовщину смерти Андрея Сахарова.
Все растения «утратили декоративную ценность».
Пятна со временем приобрели еще более яркую окраску.
По мнению политика, город стал жертвой коррупции.
Ранее чиновники утверждали, что на полигоне лишь два миллиона токсичных веществ.
Вместо утомительного путешествия — отдых для всей семьи.
План для неспешных осенних променадов или закрытия велосипедного сезона.
Посетите знаковые точки романа.
Как живет областной атомград.
Как выглядят новый дом администрации Петербурга и его район.
От многоквартирных новостроек до «сталинских» двухэтажек.
Cетевое издание "Интернет-газета Карповка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 73973 от 19.10.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "НИИ пчеловодства"
Главный редактор: Демин А. А.
Тел: +7(812) 426-36-80
E-mail: redactor@karpovka.com
Читайте главные новости о жизни в Петербурге в соцсетях «Карповки».
А чтобы следить отдельно за новостями урбанистики, подпишитесь
на наш канал!