Новости Санкт-Петербурга онлайн — Карповка Выйти из режима Reader

«Не самый продуманный шаг». Как закон о «наливайках» повлияет на барную культуру Петербурга

Восьмого июля Законодательное собрание Петербурга приняло в третьем чтении законопроект, устанавливающий минимальную площадь зала обслуживания точек общественного питания, которым разрешено торговать алкогольной продукцией. Если закон одобрит губернатор Александр Беглов, то он вступит в силу с первого января 2021 года. Против принятия этого законопроекта выступают владельцы баров и кафе и горожане, считающие, что закон нанесет серьезный удар по индустрии общепита и приведет к закрытию многих полюбившихся петербуржцам и гостям города заведений. «Карповка» поговорила с учредителями петербургских баров, а также с одним из авторов закона о «наливайках» депутатом Денисом Четырбоком, узнала историю создания законопроекта и выяснила, к каким последствиям может привести его принятие. 

vk.com/cafebakunin

Законопроект «О внесении изменения в статью 5 Закона Санкт-Петербурга „Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге“» был принят в первом чтении 29 апреля. Тогда минимальную площадь зала обслуживания в барах, ресторанах и кафе, где продают спиртные напитки, предполагалось определить в 20 кв. метров. Однако уже тогда депутат Денис Четырбок говорил о необходимости пересмотреть этот норматив в сторону увеличения. В итоге во втором чтении была принята норма в 50 кв. метров, и она осталась неизменной вплоть до окончательного принятия в третьем чтении.

 

«Разговоры на эту тему идут в стенах Мариинского дворца уже более полутора лет, — говорит Денис Четырбок. — Активное обсуждение началось осенью прошлого года, когда в Госдуму был внесен проект федерального закона, который ограничивал продажу алкоголя в точках общепита площадью 20 кв. метров».

 

Денис Четырбокvk.com/denischetyrbok

Тогда петербургский закс подал в Думу поправку, которой предлагалось расширить полномочия субъектов, чтобы они самостоятельно определяли минимальный метраж площадей. Депутаты полагали, что если ограничение в 20 квадратов может решить проблему с «наливайками» в какой-нибудь маленькой деревушке, то в Петербурге — вряд ли.

 

«Связана эта инициатива с многочисленными обращениями жителей, которые живут по соседству с так называемыми „наливайками“. Возле таких заведений шумят, дерутся, людям приходится постоянно вызывать полицию. Жить рядом с такими заведениями невозможно: люди банально не могут выспаться перед работой», — объясняет депутат Четырбок.

 

По его словам, представители закса с самого начала просили у федерального законодателя дать какие-то дополнительные рычаги воздействия, например, чтобы совет жильцов сам принимал решения, нужна им такая точка общепита в доме или нет. Если бы совет принимал решение о том, что какой-то мини-бар им не мешает, то он мог бы спокойно продолжить работу.

 

«К сожалению, перед окончательным чтением на федеральном уровне эту норму исключили, — говорит Денис Четырбок. — В итоге нас поставили в такое положение, что мы можем отсекать такие злачные места только на основе метража. Мы ничего больше сделать не можем, потому что у нас, как у регионального парламента, полномочия очень маленькие».

 

Одна из множества петербургских рюмочныхЯндекс.Карты

Депутат отмечает, что на осеннем рассмотрении проекта федерального закона на базе комитета по законодательству звучала цифра даже в 100 квадратных метров.

 

«Мы предлагали дать регионам возможность выбирать метраж в пределах от 20 до 100 квадратов, — рассказывает Четырбок. — Никакой шумихи тогда в связи с этим почему-то не было. Более того, нам федеральный законодатель дал право полностью запретить продажу алкоголя в жилых домах, независимо от площади, даже если там будет 250 кв. метров. Мы к такой мере прибегать не стали, потому что понимали, что ни к чему хорошему это бы не привело».

 

Размер в 50 кв. метров, по словам депутата, был выбран благодаря экспертам, оценивавшим регулирующее воздействие законопроекта. Также важным фактором, повлиявшим на выбор именно такого размера площади, стала пандемия и важность социальной дистанции.

 

«Нам еще довольно долго предстоит жить с ограничениями, поэтому и это мы тоже решили учесть», — отмечает Денис Четырбок.

 

Пикет против принятия законопроектаt.me/o_reality_news

Депутат рассказал о создании рабочей группы, которая будет работать над тем, чтобы обособить от «наливаек» так называемые «авторские» бары, чтобы им были предоставлены определенные преференции и послабления.

 

«Мы уже приглашаем в рабочую группу предпринимателей, и в ближайшие две недели должно состояться заседание группы, на котором будет дано определение „авторских“ баров, которое позволит отделить их от „наливаек“. Главное условие для предоставления преференций — отсутствие системных жалоб со стороны жильцов. У нас есть полгода до вступления закона в силу, и поэтому мы к осени уже хотим выработать определенные законодательные инициативы, чтобы успеть их рассмотреть и принять до конца года. Маловероятно, что это будут поправки к этому закону, скорее всего, мы примем новый документ, который выведет из-под удара те места, которые не мешают людям», — заключает Денис Четырбок.

 

Владельцы заведений общепита к инициативе депутата относятся несколько настороженно, поскольку пока никаких конкретных предложений не прозвучало, но рады, что Четырбок согласился на конструктивный диалог с бизнесом. По мнению предпринимателей, во многом такому отношению способствовал общественный резонанс, возникший в связи с принятием нового законопроекта. Одним из результатов его принятия стало также создание «Союза независимых рестораторов Санкт-Петербурга», к которому на данный момент присоединилось уже 26 заведений.

 

«Мы не первый год находимся на этом рынке и уже привыкли к тому, что от государства иногда можно ждать не самых продуманных шагов. Противостоять этим шагам разрозненно сложнее, чем в составе организации, обладающей определенным юридическим статусом», — говорит учредитель пивоварни AF Brew, баров REDRUM и Camorra Никита Филиппов.

 

Никита Филипповvk.com/id710531

Он подчеркивает важность борьбы за снятие с повестки закона о «наливайках», ввиду того, что может пострадать множество заведений не только в Петербурге, но и в других регионах России.

 

«Наше основное направление — производство и дистрибуция крафтового пива, и именно оно сейчас под угрозой. Федеральный законопроект позволяет регионам корректировать метраж заведений в большую сторону на усмотрение региональных властей, — рассказывает Никита Филиппов. — Это означает, что даже если в Петербурге удастся добиться пересмотра законопроекта и возврата к норме в 20 кв. метров, все равно мы не будем застрахованы от того, что в Ростове, Краснодаре или где-то еще власти решат, что к „наливайкам“ нужно приравнять заведения площадью 50 кв. метров или выше. В этом случае мы потеряем многих партнеров из разных регионов, работающих с нами на протяжении пяти лет и более».

 

Бар REDRUMvk.com/redrumbar

Владелец баров «Бакунин» и KIOSK Александр Романенко присоединяется к критике закона о «наливайках».

 

«Лично мне придется вкладывать деньги и реконструировать одно из заведений, чтобы расширить площадь, — говорит Романенко. — А, например, у бара KIOSK в целом площадь — 43 кв. метра. Соответственно, придется либо закрывать его, либо переделывать в магазин, но локация, в которой он находится, к этому не располагает. Будут убытки, и оно, скорее всего, не выживет».

 

Бар KIOSKЯндекс.Карты

По словам ресторатора, у предпринимателей Петербурга есть много вопросов к законопроекту Дениса Четырбока.

 

«Есть много замечаний к тому, как проходил этот закон, к тому, что он из себя представляет. Особенно в такой кризисный период, как сейчас, — рассказывает Александр Романенко. — Для оценки регулирующего воздействия в рабочую группу не были приглашены представители сферы общепита и туристской отрасли, при том что эти секторы рынка пострадали от пандемии больше всего».

 

Александр Романенкоvk.com/aleksandrduku

Ресторатор опасается, что если закон будет принят, то это приведет к снижению количества предприятий малого и среднего бизнеса в Петербурге до критической отметки. Он полагает, что люди просто не захотят инвестировать в новые проекты в сфере общепита, поскольку будут учитывать возможный риск пересмотра разрешенных под заведения площадей. Романенко считает губительным для инвестиционного климата отсутствие гарантий того, что завтра власти не решат поднять площадь с 50 кв. метров до 70 или выше.

Кафе-бар «Бакунин»bakuninbrewery.com

Александр Романенко также является одним из главных инициаторов создания «Союза независимых рестораторов Санкт-Петербурга». Сейчас, по его словам, организаторы этого общественного движения собираются подавать документы на регистрацию.

 

«Мы подготовили письмо в том числе и Беглову, сейчас собираем под ним подписи и будем отправлять в ближайшее время, — рассказывает Романенко. — Также мы от лица нашего союза будем отправлять запрос на предоставление конкретики по адресам заведений, чтобы понять, какие предприятия нарушают спокойствие горожан. Пока депутаты молчат и не говорят об этом. Никто не знает, на какие торговые точки идут жалобы».

 

Никита Филиппов выражает осторожную надежду, что Александр Беглов в курсе обеспокоенности городских жителей и не станет подписывать законопроект. Однако, по его словам, даже если закон будет одобрен, борьба против него на этом не закончится. Предприниматель отмечает, что в законопроекте на уровне чтений были выявлены определенные юридические ошибки, поэтому в случае его принятия рестораторы будут добиваться справедливости через суд.